Сочинение по повести Горького “Трое”
Следующее крупное произведение Горького – повесть “Трое” (1900) – знаменовало новую ступень в идейно-художественном развитии писателя. Основная проблема повести – выбор жизненного пути. Горький рассказывает о разных путях трех товарищей детства: Якова Филимонова – сына буфетчика, Ильи Лунева, привезенного в город из деревни, и Павла Грачева – сына кузнеца. Подобно Алеше Пешкову, живя в бедности и нищете, окруженные жадными и завистливыми людьми, все трое страстно увлекались чтением книг, рыцарских романов, уносивших их воображение
Прослеживая три судьбы, Горький полемизирует с Толстым и Достоевским, с их философией смирения и непротивления. Жертвой смирения становится Яков Филимонов: неспособный к сопротивлению (“Чтобы жить в этой жизни, надо иметь бока железные, сердце железное”), он уходит в религию, в бесплодные размышления
По-иному складывается жизнь у главного героя повести – Ильи Лунева. Он – активная, деятельная натура. Однако эта активность направлена не на преобразование жизни в интересах общества, а на устройство личного благополучия. Илья сознает, что он лучше Петрухи Филимонова, лучше мерзкого старикашки – купца Полуэктова, и вполне обоснованно требует себе лучшей доли в жизни. Загипнотизированный иллюзией “чистой жизни”, Лунев не сразу замечает, что попал в мир жуликов, которых ненавидит, и с недоумением и ужасом, с увеличивающейся пустотой в душе сознает, что и он стал паразитом и эксплуататором. И именно то, что Илья не лишен благородства и в нем не уснула совесть, обусловило его драму, которая обостряется сознанием, что, убив и ограбив ростовщика, он стал и духовным наследником убитого, ибо подчинился законам капиталистического мира – человеконенавистничеству, алчности, зависти. В поисках “порядочной жизни”, Лунев попал в мир подлости и лицемерия, корыстолюбия, вопиющей несправедливости.
Подобно Фоме Гордееву, Илья Лунев взбунтовался против окружающих его сытых, довольных и процветающих людей, вся жизнь которых – ложь, подлость и преступление. “Вот если бы я мог… уничтожить вас… всех!.. Кабы знал я, какой силой раздавить вас можно! Не знаю!..” Илья действительно не знал, какая сила сможет разрушить отвратительный буржуазно-собственнический мир. В этом была его трагедия. И все же это трагедия возрождения, а не гибели. Здесь важно заметить вот что: если Фома Гордеев, признав свое поражение в схватке с купцами, их силе противопоставил свою слабость (“пропал… не от вашей силы… а от своей слабости”), то Илья все же считал себя сильным. Он лишь признает, что сам он оказался оторванным от той большой силы, которую он чувствовал в Павле Грачеве и его товарищах.
Итак, Илья Лунев – крестьянский паренек, ставший купцом. Но его история – это не история созревания купца, а история освобождения от всего купеческого и мещанского. Он сумел разбогатеть, но сумел и разорвать с тем миром, морали которого он было подчинился.
Совсем по-особому складывается жизненный путь третьего товарища – Павла Грачева. Он, как Илья, рано осиротел, с детства начал трудиться, – скачала у сапожника, затем – в типографии, работал слесарем-водопроводчиком. Жизнь была трудной, полуголодной, однако его не прельстила перспектива стать хозяином мастерской, как советовал ему Илья, предлагая деньги на обзаведение. Павел остался рабочим человеком. Познакомившись с социал-демократкой Софьей Медведевой, он связал свою судьбу с революционерами.
Павел Грачев еще не стал настоящим героем своего времени. В нем Горький еще только угадывает тип пролетарского революционера, каким станут Нил (” Мещане “), Павел Власов и другие герои романа “Мать” и пьесы “Враги”. Однако важно отметить, что путь борьбы за счастье людей труда Горький уже тогда связывал с революционной социал-демократией, с рабочим классом.
Более зрелый образ пролетарского революционера появляется в пьесе Горького “Мещане”. Этой пьесой, а также написанной вслед за ней – ” На дне ” Горький начал свой славный путь драматурга. Он создал около двадцати драматургических произведений, сыгравших выдающуюся роль в истории русского и мирового театра, в утверждении социалистического реализма на сцене.