Сочинение по лирическому роману Ф. Саган
Перевернув последнюю страницу лирического романа Ф. Саган “Здравствуй, грусть”.
Первый роман Франсуа Саган “Здравствуй, грусть” был встречен шквалом статей, выступлений, бурных споров. Автор – в то время 19-летняя студентка Сорбонны – сразу же превратилась в литературную звезду. Конечно, немаловажную роль сыграла здесь и реклама, умело использован такой редкий случай, как написание произведения высокого художественного уровня в столь юном возрасте. Но еще сильнее потрясло читателей и критиков то, о чем осмелилась рассказать
Состояние счастья достигается чисто импульсивным, бездумным существованием. Сесиль просто и искренне радуется солнцу, теплому морю, прекрасной природе. Она чувствует себя вроде цикад, опьяненных зноем и лунным светом, и знает, что, когда кончится лето и они с отцом вернутся в Париж, она будет по-прежнему вести такой же легкий, ничем не обремененный образ жизни, нацеленный только на удовольствие, потому что так же легко и просто, ни о чем не задумываясь, живет ее отец. И вот такую совершенно безоблачную идиллию нарушает появление Анны Ларсен – подруги покойной матери Сесиль, приехавшей с явной целью женить на себе беспутного и легкомысленного вдовца, сделать из него покорного мужа, семьянина. Это вполне могло бы и удаться, если бы не противодействие со стороны Сесиль, которая ловкой интригой сумела расстроить намеченный брак, что, в конечном итоге, привело к гибели Анны.
Конфликт между Сесиль и Анной составляет ядро, главное содержание романа. Анна, с точки зрения Сесиль, сковывает и унижает ее как личность, не дает ей свободно и импульсивно развиваться, за что и наказана. Чувственное наслаждение жизнью одержало победу над благоразумием, рассудительностью и рационализмом. Чувства победили разум. Но, с другой стороны, тот же самый конфликт постепенно приобретает совершенно другие краски. Все явственнее проступает в тексте понимание, что Сесиль защищает бездуховное, эгоистическое, по сути, пустое существование. Она отстаивает чисто функциональный подход к людям, при котором человек важен и ценен не сам по себе, не в силу своих личных качеств, а лишь как предмет удовольствия. Анна, напротив, воплощает более высокую культуру чувств, более развитый духовный и моральное начало. Если для Сесиль и ее отца любовь – всего лишь их собственные приятные ощущения от общения со сменяющимися партнерами, то для Анны – это постоянная нежность, привязанность, потребность в ком-то. Сесиль отдает должное человеческим качествам Анны, восхищается ее культурой, ее достоинством, ее умением владеть собой. Она бы даже полюбила эту женщину, не окажись она на ее пути к удовольствиям. Но вот путь свободен, препятствие убрано, а вместо радости Сесиль вдруг остро ощутила совершенно незнакомое ей чувство и назвала его “грустью”. Вся эта история с Анной, ее гибель вызвали сильное нравственное потрясение в душе героини. Она ясно осознала цинизм, безнравственность той бездумной жизни, которую они с отцом ведут и, очевидно, будут продолжать вести. Однако мир прежних, традиционных нравственных ценностей, который отстаивала Анна, представляется Сесиль и всему ее поколению потерявшим привлекательность, безнадежно устаревшим. Получается, что нет ничего ценного, ради чего стоит жить, трудиться, гореть и вдохновляться. Сесиль ощущает это столь остро, что ей кажется, будто она заглянула в пропасть, в бездонную пустоту – и содрогнулась от ужаса, Роман “Здравствуй, грусть” был своего рода молнией, сигналом тревоги, вызванным моральным неблагополучием и торжеством бездуховности в обществе.