Сочинение обзор: Рассказы Горького в начале ХХ века
В творчестве Горького 90-х годов сливаются в единый поток два воспринятые от классиков начала: революционный романтизм и самый трезвый, беспощадный реализм. Однако делить его ранние произведения на романтические и реалистические можно лишь условно, ибо реализм проникает во все его романтические произведения, так же как революционная романтика пронизывает почти все его произведения реалистические.
В исследованиях о творчестве Горького отмечены также две основные линии обличения капиталистической действительности в его реалистических
Тема собственности, тема мещанства стала одной из основных в творчестве Горького. К ней писателя привел опыт жизни. Уже в советские годы в статье “О том, как я учился писать” Горький рассказывал: “Живя в среде мелкого мещанства,
Большой разоблачительной силы достигает Горький в рассказе “Идиллия” (1896). Перед нами супружеская чета слабых и набожных, на первый взгляд, людей: “Маленький, сухой старик, с острой, седой бородкой” и “старушка, сгорбленная временем, с головой, наклоненной к земле”. Они имеют бакалейную лавочку, усердно молятся богу, мечтают вывести в люди своих детей и т. п. Но главное их занятие – тайное ростовщичество. Дело они ведут “чисто”, властей не боятся, ибо знают, что и те к ним же “в нужде придут”. Таким же набожно-елейным, но тоже не менее жестоким, показан купец Петунников в рассказе “Бывшие люди” (1897), место которому, как справедливо думает о нем Кувалда, на каторжных работах.
И все же эти люди действуют “грубо”, устаревшими методами, патриархально. В противовес им Горький показывает новых “хозяев жизни”, стремящихся действовать в духе европейской цивилизации. Таковы купеческий сын Яков Мосолов и купец Прахов в рассказах “Наваждение” и “Колокол” (1896), которые, как и прежние купцы, “все за деньгой охотятся, только больше в теперенхнем деле “золотую пыль” в глаза пускают”: Мосолов жертвует на училище, надеясь получить не столько благодарность, сколько выгодный подряд; Прахов, стремясь стать городским головой, жертвует на церковный колокол.
Важное место в творчестве Горького 90-х годов занимает тема омещанившейся интеллигенции. Ей посвящены рассказы “Скуки ради”, “Отомстил”, аллегории “О Чиже, который лгал, и о Дятле, любителе истины”, “Фарфоровая свинья”. В ряде рассказов этого цикла показан не просто мещанин, а мещанин мыслящий, философствующий. Однако, если присмотреться к мещанам необразованным и “культурным”, то между ними особой разницы нет. Все они едины в своем равнодушии к людям и гипертрофированном внимании к себе, хотя одни говорят об этом прямо, а другие произносят лицемерные речи о любви к народу. И те и другие – люди “бессовестные, одичавшие… в зависти и жадности”. Чиновники глухой железнодорожной станции, чтобы разогнать скуку, подвергают осмеянию чувства кухарки Арины, доведя ее до самоубийства (“Скуки ради”). В рассказе “Фарфоровая свинья” создан остро сатирический образ “мыслящего” мещанина, вся философия которого сводится к “довольству собой”.
Критике буржуазной интеллигенции, изменившей народу, Горький посвятил ряд реалистических рассказов. Таков прежде всего рассказ “Озорник” (1896). Его персонаж – редактор либеральной газеты Истомин любит говорить об интересах народа, на деле же заботится только о личных доходах, которые извлекает из своих политических спекуляций. В рассказе есть и антипод Истомина – рабочий-наборщик Николай Гвоздев, который разоблачает лицемерие газеты и ее редактора. Образ Гвоздева – первая попытка создать характер пролетария-протестанта. Поэтому рассказ “Озорник” явился этапным произведением в творчестве Горького. Правда, поступок Гвоздева, вставившего в передовую статью газеты разоблачающие редактора слова, классово не осмыслен, это скорее озорство, чем выражение социального протеста. И все же образ Николая Гвоздева – свидетельство того, что уже в 90-е годы Горький искал героя-современника в рабочей среде.
В рассказе “Варенька Олесова” (1898) в образе Полканова Горький также разоблачает лицемерие либеральной интеллигенции, требующей от литературы “облагораживающих идей”, выражающей на словах сочувствие “несчастным мужикам”, а на деле совершенно равнодушной к ним. Писатель больше симпатизирует красивой, сильной, хотя и циничной Вареньке Олесо-вой, чем бесхребетному, с “сухим голосом”, не способному ни на какие практические дела Полканову.
В этом рассказе, как и в ряде других произведений Горького, применен своеобразный принцип контраста, когда человеку, упивающемуся своим “благородством”, противопоставлен персонаж, далеко не идеальный и тем не менее вызывающий нашу симпатию. Такое противопоставление (Полканов – Варенька), легшее в основу сюжета рассказа, позволяет особенно резко обнажить пустоту души либеральствующего мещанина.
Тип мещанина-интеллигента с пустой душой постоянно привлекал Горького. Полканов – прямой предшественник классического типа мещанина и потенциального провокатора Клима Самгина, созданного Горьким уже в советские годы, но задуманного еще до революции. Характерно, что в первоначальном замысле героя романа “Жизнь Клима Самгина” звали Антоном Полкановым.
В этой связи надо отметить следующую особенность творчества Горького: обращаясь на протяжении всего литературного пути к одной и той же теме, он на каждом новом этапе раскрывал ее все более широко, выдвигал новые проблемы, углублял характеры, развивал отдельные мотивы своих прежних произведений. Так, Полканов превращается в Самгина, а, казалось бы, частное замечание одного из персонажей “Вареньки Олесовой” о мещанах-интеллигентах – “Они дачники по существу их душ” – легло в основу замысла пьесы “Дачники” (1904). Это касается, конечно, не только темы мещанства.