Сочинение обзор по творчесву Алексея Николаевича Толстого

Особенности литературы того времени замечательно объединились в творчестве талантливейшего художника слова, одного из крупнейших представителей критического реализма предоктябрьской поры – Алексея Николаевича Толстого (1883-1945).

Обобщая суждения многочисленных исследований об особенностях творческого становления А. Толстого в дооктябрьский период, можно сказать, что период этот в его творчестве был довольно сложным, искания – трудными и противоречивыми. С одной стороны – идеалистическое мировоззрение, увлечение символизмом,

сказавшееся в первой книге стихов – “Лирика” (1907). С другой – обращение к родникам русского народного творчества: “Сорочьи сказки” (1909), “За синими реками” (1909), приближавшего писателя к действительности, к реализму.

Подлинный шаг вперед к прогрессивному искусству был сделан А. Толстым в прозе, в повестях и романах, “заволжского цикла”. Реалистическая плотность материала, острота характеристик вымирающей помещичьей прослойки в Заволжье, подчас анекдотическое изображение бытовых ситуаций,- во всем этом сказалась сила критического таланта Толстого. Он не только нашел собственную тему,

но и нащупал путь выхода из промежуточного положения к демократизму и народности. В произведениях Толстого “Мишука Налымов”, “Чудаки”, “Хромой барин”, “Приключения Растегина” и др. с большой художественной силой показана историческая неизбежность гибели дворянства как класса. Этот вывод зримо присутствует во всех рассказах писателя, в сатирической галерее чудачествующих, похотливых, безвольных и праздных обитателей запущенных парков, обветшалых усадеб, затянутых паутиной, запыленных барских особняков.

Но при этом проза Толстого тех лет не лишена противоречий. Миру тлена и разложения противопоставляется как единственная оздоровляющая сила – любовь, которую незапятнанной и чистой гордо проносят прекрасные женщины через всю грязь окружающей их жизни. Толстой полагал, как это неоднократно отмечалось в нашем литературоведении, что решение всех проблем бытия надо искать в сфере морально-этической.

Буржуазная критика, признавая огромный талант писателя заволжского цикла, единодушно подчеркивала его аполитичность. Но в этом вопросе с ней вступил в спор сам Толстой. В статье “Об идеальном зрителе” он высказывает свои взгляды на роль художника в обществе. Статья проникнута убежденностью в том, что талант должен служить народу, питаться острыми вопросами современности и отражать их. Труден был путь бывшего графа к овладению марксистским взглядом на исторический процесс. Путь этот пролегал через неверную оценку Великого Октября, через пятилетнюю белую эмиграцию. Но все же именно революция 1917 года активизировала те тенденции, которые формировались в его мировоззрении и творчестве в дооктябрьский период.

И когда, уже писатель, выдающийся художник реализма А. Н. Толстой в 935 году в Париже с трибуны Первого международного конгресса в защиту культуры произносил свою речь о свободе творчества и излагал принципы литературы, он в эту исполненную духа гражданственности проникновенную исповедь вложил и свой писательский опыт мучительных исканий правды.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Сочинение обзор по творчесву Алексея Николаевича Толстого