Славный сын французского символизма Творчество Малларме
Французский поэт, один из ведущих теоретиков символизма. Творческое наследие поэта – элитарная поэзия с довольно изящной усложненной символикой, поэтическая проза, эссе. Ж. П. Сартр в отношении самобытности поэзии Малларме писал, что в его стихах “ничего нет, кроме материи, вечного бурления бытия, что само по себе вырастает и само себя отрицает”. Раннее творчество Малларме тесно связано со школой поэтов-парнасцев, которые провозглашали утонченность, красоту, пластику, совершенную форму стиха. Лирическому герою присущи бунт, дух отрицания.
Ведь, по мнению Малларме, в поэзии важно “внушить” образ, а “назвать предмет
Начиная с 1866 года, Малларме убежден, что только поэт может проникнуть в тайны мироздания и перевести их на человеческой, таинственный язык. Малларме создал немного (несколько десятков стихотворений, несколько поэм, кроме “Иродиады”, “Полуденный сон фавна”, несколько прозаических произведений). Влияние его на французскую поэзию было огромным. Он организовал клуб для избранных, на котором обсуждались самые сложные проблемы поэтического творчества. Символисты объявили Малларме своим лидером.
Произведения Малларме тяжелы для понимания, они вызывают различные противоречивые трактовки, и это требует от читателя чрезвычайного напряжения мысли. Поэт всегда подчеркивал, что понимание поэзии – это тяжелый труд, который требует от читателя духовной концентрации и специальной подготовки. Его стихи содержат немало аллюзий, воспоминаний, мифологических персонажей. В них также зашифрована и жизнь поэта. Это наблюдаем в стихах “Цветы” и “Дар поэзии”. В первом из них поэт разрабатывает мифы, связанные с цветами. Например, красные розы выросли из крови Авеля, которого убил Каин. По греческим мифам, белые розы превратились в красные, когда Афродита бежала мимо, получив известие о смертельной ране своему возлюбленному Адонису.
Мне понравился стих Малларме “Лебедь”, но он сложный, над ним нужно долго раздумывать. Здесь, пожалуй, поэт сравнивается с этой величественной птицей, которая вмерзла в лед забытого озера. Здесь раскрыта земная трагедия художника, которого окружают только враждебность и равнодушие окружающего мира. “Красоты пречистой бессмертный гордый сын, ударом пьяных крыльев ты разобьешь забытое озеро, где раскрывает иней прозрачных взлетов лед… О, лебедь, вспомни, ты был и есть один прекрасный, но напрасно состязаться в пустыне: ты в песне не сказал, в какой это жить стране, как мертвой зимы засияет сонный сплин”. В последние годы жизни Малларме утверждает, что “поэзия – это тайна, ключ от которой должен отыскать читатель”.
Я считаю, что над стихами Малларме надо много размышлять. Он пишет не стихи, а тайну, ключ от которой должны искать мы, читатели. И когда найдем ключ от тайны, прочитаем мифы, справки из Евангелия от Марка и еще истории из Библии, тогда только поймешь стихи Малларме.