Сергей Есенин – “Последний поэт деревни”
За Сергеем Есениным прочно закрепилась слава поэта “с крестьянским уклоном”. По своему рождению и призванию он был таким: “У меня отец – крестьянин, Ну а я – крестьянский сын”. Мир стихов Есенина – мир сельский, в такой же степени как мир поэзии Маяковского или Блока – городской. Поэт – один из немногих в русской литературе того времени выходец из села, и он по праву воспринимал себя как лирического представителя сельского уклада в многообразии направлений современной ему поэзии. Первый сборник есенинских стихов называется
Троицы день и Купала, девичник и солдатские проводы, сельские гулянья и ярмарки неизменно сопровождают читателя его стихов. Так, в чередовании труда и нехитрых праздников, и проходит жизнь обитателей сельского мира Есенина. Мир этот – патриархальный, со своими обычаями и ритуалами, глубоко религиозный. Розовые иконы, сельская церквушка, богомольцы, сам Господь, идущий “пытать людей в любви” – все эти образы неотъемлемая часть его описаний. Религиозность присуща селу изначально, это тот источник, из которого выросла глубокая нравственная сила народа, чистота и любовь к ближнему. А кроме того, в ней мощное эстетическое начало, ведь всякий церковный ритуал, всякий праздник одновременно и яркое, что радует душу зрелище:
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас
И гудит за горизонтом
На лугах веселый пляс.
Постепенно, в поэзии Есенина образ деревни перерастает в олицетворение всей России. Близок и дорог его сердцу уклад жизни поэт распространяет на всю страну:
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь в глаза.
Мечты о будущем России у Есенина связаны, прежде всего, с патриархальным сельским раем. Городской цивилизации он предпочитает жизнь, “привязанную” к берегу, сельскому труду, к природе. Индустриальная Америка вызывает у него чувство острого неприятия. Его мечта – изменить облик этой “отколотой” страны. Его райская страна видится ему в нивах и хатах, в лучах заходящего солнца, со светлым именем Спаса. Для художественной системы Есенина свойственно противопоставление города и деревни, причем ему добавлен поэтом характер глобального, мировоззренческого конфликта. В творчестве автора можно проследить целый ряд контрастных признаков, присущих этим двум мирам: мир сельский – здоровый, чистый, полноценный, светлый, добрый, естественный и живой; мир городской – больной, порочный, убыточный, мрачный, жестокий, искусственный и мертвый. Жизнь в городе пагубно сказывается на душе героя:
Я усталым таким еще не был…
Бесконечные пьяные ночи
И в разгуле тоска не впервые!
Он с грустью вспоминает свою прежнюю жизнь, далекую от городских порочных забав, суеты. От всех его простых и светлых радостей сельского мира только и осталось, чтобы “грусть свою уменьшить”, “золото овса подать кобыле”, увиденной на городской улице. Герой чувствует себя неуютно в новом для него городском мире. Его решение остаться в нем обещает боль и тоску, пьяные ночи в столичных кабаках, репутацию “хулигана”. И поэтому ему часто хочется вернуться в родное село:
Слушать песни дождей и черемух,
Чем здоровый живет человек.
Город враждебный и агрессивный. Он наступает на милые сердцу поэта поля. Под пятой железного коня трогательно тонконогий конь обречен на гибель, спелые колосья соберет неживая, чужая ладонь, а певцу родной стороны придется ей петь “аллилуйя”. Наступление города автор сравнивает с безжалостной охотой: “Город, город, ты в схватке железной окрестил нас как падаль и мразь”.
В послереволюционном творчестве Есенина тема деревни обрела новое звучание. Село изменилось. С церквей и колоколен сняты кресты, вместо икон – портреты Ленина, кругом – суета, новая жизнь, новые интересы. Никто не помнит поэта в родном селе, которое, как чувствует герой, когда будет только тем и знаменито, “что здесь… баба родила русского скандального поэта”. С тоской смотрит поэт на новое село, где не нужна его поэзия, да и он сам. И в его стихах появляются новые настроения. Он пытается привыкнуть к происходящему и увидеть в нем что-нибудь близкое. Он пишет: “Мне теперь по душе иное. Бедные поля, жалкие лачуги, нищета”, – вот таким он видит образ бывшего села. Во имя благоденствия, богатства страны – “каменного и стального” – он отступается от него. Но нельзя сказать, что поэт отдает родной ему жизненный уклад, переходит в состояние противника. Нет, ему по-прежнему близки идеи его молодости. Он по-прежнему дорожит теплом и светом сельской жизни. Под поверхностным городским лоском, за лайковыми перчатками и зарубежным костюмом – все тот же “беззаботный парень”, который запросто может взять в руки косу и вывести ею “травяные строчки”. Читать их сможет “каждая корова”, и поэтому душу героя наполняет радость: результат его труда ясный и очевидный, причем, несомненно полезный, тогда как стихи… И потому он с полным правом говорит о себе: “Все равно остался я поэтом Золотой, сделанной бревенчатой избы”. У слова “золотой” – несколько значений. Их совокупность, на мой взгляд, как нельзя более полно и точно характеризует отношение Есенина к данной теме.
Во-первых, “золотой” – значит, сделанный из золота, т. е. драгоценный, дорогой (в обоих смыслах слова) Во-вторых, “золото” – так мы говорим о чем-то или ком-то замечательном, прекрасном. В-третьих, золотой – это цвета солнца, источники света и тепла, цвета любимого автора.
В его стихах – “солнца луч золотой”, золотые звезды, позолота листопада, золото колосьев, “земля моя золотая”. Это слово – одно из самых распространенных эпитетов в поэзии Есенина, и с ним всегда связано чувство любви и света. И поэтому дом у поэта “бревенчатый” и “золотой”. В ряде певцов сельской жизни Есенин, наверное, действительно “последний поэт”. Всем своим творчеством он был предан этой теме. Проницательность, глубокое чувство, поэтическая сила его стихов о деревне не оставляют равнодушным читателя и свидетельствуют о том, что всем сердцем, всей душой автор любил этот прекрасный и светлый мир своего детства и своих взрослых снов.
К черту я снимаю свой костюм английский…
Что ж, дайте косу, я вам покажу –
Я ль вам не домашний, Я ли вам не близкий,
Памятью деревни я ль не дорожу?