Развитие образного мышления школьников на уроках литературы
Важнейшей задачей преподавания литер в школе является создание опред картины мира, которая должна стать живым образом мира, где мир не раскладывается на классификационные “полки”. Живое знание, которое должны получить дети из художественной литературы, строится на связи образования, науки и искусства. Лит образование и развитие учащихся основывается на синтезе эмоционального и рационального, логического и образного восприятия, мышления и познания мира при помощи художественного текста. Развитие эмоционально-образной и интеллект,
Современная методика преподавания литературы стремится найти ту середину, тот подход, который позволяет не противопоставлять академическое и школьное литературоведение, а синтезировать задачи научного и школьного анализа.
1) интеллектуальную зрелость, высокий уровень развития психических процессов мышления, восприятия, речи, памяти, фантазии и воображения учащихся;
2) интегрирование в психологическом облике ученика черт “мыслительного” и “художественного” типов;
3) развитие творческих способностей, предполагающих интегрирование знаний, эмоциональных впечатлений и опыта художественно-творческой деятельности;
4) формирование нового типа мышления (интегративного), позволяющего развивать у школьников личностное видение мира, личностное осмысление и личностное отношение к ним.
Схожі твори:
- Сказки народов мира. Развитие мышления на уроках литературы Сказки – это коллективно созд и коллективно хранимые народом устные худ эпические повествования в прозе с таким сатир или романт содержанием, которое требует использования приемов неправдоподобного изобр действительности и в силу этого прибегает к вымыслу, традиц формы которого складывались на протяжении веков в тесной связи со всем укладом нар жизни, которые стали входить в оборот […]...
- Новые технологии обучения на уроках литературы Методика преподавания литературы в школе сделала шаг вперед в осмыслении целей и задач преподавания литературы. Этот переход характеризуется прежде всего переориентацией учителя от выполнения задачи накопления знаний и литературных фактов к личностно-ориентированному обучению. В современной школе главным является “переживание” знаний, “вчувствование” в текст, сотворческая деятельность учителя, ученика и автора. Начиная с середины 60-х годов, в […]...
- Методика изучения биографии писателя на уроках литературы Изучая литературное произведение в школе, мы стремимся соединить читательское восприятие учеников и объективное научное толкование художественного текста. Учителю важно “обеспечить” подлинное нравственное воздействие биографии писателя на школьников. К. Паустовский в “Книге скитаний” писал: “Каждая написанная книга является как бы ядром некоей отбушевавшей в человеке туманности, звездой, которая родилась из этой туманности и приобретает свой собственный […]...
- Логические схемы и конспекты на уроках зарубежной литературы С развитием компьютеризации, телевидение общество теряет читателя художественной литературы. Современная молодежь отдает предпочтение Интернету, видеофильмам (часто сомнительного качества и содержания), а классическая литература (конечно, не массовая, бульварная), не входит в круг ее увлечений. Это парадоксально: возникает дисгармония в умениях, знаниях и общих качествах человека. Но, к сожалению, это факт. И с этим приходится сталкиваться прежде […]...
- Духовное общение на уроках русской литературы Сделав психологический анализ системы интенсивного обучения Г. Лозанова, А. Добрович приходят к выводу: она связана с выводом учеников на игровой уровень общения, преподаватель при этом раскрывает свои возможности не только как авторитетный знаток своего предмета, но и как актер и режиссер. Еще один вид диалога, который автор располагает выше конвенционального – деловое общение. В его […]...
- Ранняя юность как этап литературного развития школьников В психологии существует понятие “сензитивный период”. Этим именем известный биолог де Фриз обозначил те экспериментально установленные периоды онтогенетического развития, когда организм оказывается особенно чувствительным к влияниям определенного рода. Л. Выготский писал: ” Обучение оказывается самым плодотворным лишь тогда, когда оно осуществляется в пределах периода, означаемого зоной ближайшего развития”. Психолог разграничил понятие “обучение” и “развитие”, считая, […]...
- Интерактивные технологии на уроках литературы Интерактивное обучение (от англ. interation – взаимодействие), обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит осн. источником учебного познания. Педагог (ведущий) не дает готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением в И. о. […]...
- Отзыв об уроке литературы по повести “Капитанская дочка” Урок был проведен на профессиональном уровне, вызвал неподдельный интерес у учащихся и был построен в форме диалога между учителем и школьниками. Для того, чтобы воссоздать дух того времени, были использованы различные средства. Среди них можно упомянуть портрет А. С. Пушкина стеллаж с литературой писателя, картины Оренбургских степей, классическая музыка, тем самым осуществлялось взаимодействие разных видов […]...
- Изучение литературы в 9-м классе Это период интенсивного накопления знаний, представлений, первичных обобщений о природе словесного искусства. Постоянное рассмотрение содержания и формы произведения формирует понимание общей концепции анализа. Активизируются возможности использования теоретико-литературных понятий, совершенствуются морально-эстетичные и эмоциональные линии анализа текста, создается чувство перспективы, которое оказывает содействию формированию концептуального подхода к изучению художественных текстов. Углубляются связи между восприятием произведения, его интерпретацией, […]...
- Развитие литературы: Почему перевод Библии называется синодальным? Синодальный перевод Библии на русский язык – это перевод, одобренный русской православной церковью и принятый в качестве официально признанного русского текста Библии. Синодальный перевод пользуется авторитетом также у приверженцев христианских сект православного происхождения. На Русь Библия пришла вместе с христианством. Перевод ее на старославянский язык был выполнен с греческого языка по изводу Септуагинты (от лат. […]...
- Зарождение и развитие литературы в России Детская литература в России возникла из книги для детей основе устного народного творчества. Сказки, былины, песни, пословицы, загадки с времен древней Руси способствовали идейно-эстетическому и нравственному формированию многих поколений детей. Большое влияние оказывали на развитие детской литературы и учебные книги. Азбуки, буквари, азбуковники, потешные (светские) книги, энциклопедии были первыми специальными книгами для детей. Самые древние […]...
- Вклад И. Нечуя-Левицкого в развитие украинской литературы Выдающееся место в истории украинской литературы занимает творчество И. Нечуя-Левицкого. За свою длинную жизнь он написал свыше пятидесяти романов, повестей, рассказов, комедий и исторических драм. Своими произведениями он прокладывал новые пути развития украинской прозы. Писатель одним из первых в украинской литературе отошел от традиционной крестьянской тематики и срисовал почти все слоия населения тогдашней Украины. Он […]...
- Развитие русской литературы в период Петровской Руси Среди преобразований Петра I значительное место занимали реформы в области культуры и просвещения. Были открыты общеобразовательные и специальные школы, в которых обучали детей из разных сословий. В Печатном дворе издавались прежде всего учебно-прикладные, научные, публицистические и деловые книги. Был введен гражданский шрифт. Одной из первых книг для детей, напечатанных при Петре I гражданским шрифтом, является […]...
- Развитие греческой литературы в период становление античного общества Драма делится на трагедию, комедию и драматическую сатиру. Трагедия в переводе с греческого языка “козлиная песня”. Все участники постановок были в масках, женщины не допускались к участию. Техническое оснащение постановок было примитивным. В трагедиях участвовал хор и всего один актер. В хоре участвовали 12-15 человек. Постановку осуществлял харег (финансист). Проводились состязания, и назначалась крупное денежная […]...
- Роль внеклассных занятий в изучении литературы По данным социологических исследований, чтение художественной литературы перестало быть отличительной чертой наших современников. Более 50% населения сообщают в опросах, что в последние годы они перестали читать художественную литературу. К сожалению, домашняя библиотека перестала быть предметом гордости. Ушли в прошлое горячие споры о новинках литературы, очереди за подписными изданиями и другие формы проявления массового интереса к […]...
- Классики литературы Великобритании ХХ века С одной стороны, Великобритания считается консервативной страной, но все европейские веяния касались ее. Не было гармоничного развития родов литературы. В основном – эпос, драма Эпос считается небольшим яатением английских ( Диккенс ) и русских ( Тургенев ) традиций. С другой стороны, экспериментаторы – Джеймс Джойс – эксперимент формы, Дэвид Герберт Лоуренс – форма в норме, […]...
- Развитие форм обучения в истории педагогики Понятие “форма организации учебной работы” берет начало от лат. forma, что означает “наружный вид”. Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебной работы, которая связана с количеством учащихся временем и местом обучения, порядком его осуществления. Исторически в педагогике эволюционировали следующие формы учебной работы: индивидуальное обучение; индивидуально-групповое обучение; классно-урочная система; Белл-ланкастерская система; Батавская […]...
- Проблемы современного урока литературы Одной из актуальнейших проблем современного урока литературы является проблема чтения не только родной, но и зарубежной литературы, то есть переводных текстов. Не случайно по теории литературы в современной школе дается понятие об оригинальной и переводной литературе (5 кл.), об украинской и русской переводческих школах, их выдающихся представителях (11 кл.). Особое внимание на уроке литературы следует […]...
- Профессиональные и духовно-нравственные качества учителя литературы Личность учителя литературы: Современного творческого учителя литературы отличает прежде всего высокий уровень идейно-нравственного сознания, являющийся надежной гарантией активизации его творческих усилий. Ему характерны такие качества: объективность, активность, разносторонность, целеустремленность, интегративность, комплексность, динамизм, гибкость, мобильность, аналитичность, самокритичность и критичность. Как показывает жизнь, успех сопутствует в работе только тем учителям, у кого и общечеловеческие качества, и профессиональные, […]...
- Б. С. Житков и его роль в становлении русской литературы Серьезные этические проблемы, глубоко драматические конфликты разрабатываются в произведениях Б. С. Житкова, сыгравшего большую роль в становлении русской литературы. Борис Степанович Житков родился в семье преподавателя математики. В 1905 году, живя в Одессе, он принимал участие в революционных событиях. Окончил естественное отделение Новороссийского университета (1906) и кораблестроительное отделение Петербургского политехнического института (1916). Б. С. Житков […]...
- Развитие модернизма в XX веке Модернизм в 20 веке развивался активно. Т. к. это явление изменчиво, можно только наметить тенденции, характерные для новаторской деятельности. В зарубежной литературе 19 века символизм дальнейшего развития не получил. Но опыт наследовали разные писатели. Своеобразным явлением стал футуризм. Возник в Италии, ярко развивался в России. Установки футуризма сводились к тому, что деятели задумывали создать принципиально […]...
- Общая характеристика литературы средневековья Начало исторически известной западноевропейской культуры, а следовательно, и литературы, относится к IV – V вв н. э., когда после распада Римской империи на арену мировой истории выступили новые варварские народы. Великое переселение народов. К моменту распада Римской Империи население тех ее западных провинций, которые были наиболее тесно средневековьяязаны с метрополией – Италии, Галлии, Испании, – […]...
- Развитие темы “Маленького человека” в творчестве Н. В. Гоголя Тема “маленького человека” в литературе существовала и до ее обозначения в творчестве Н. В. Гоголя. Впервые она прозвучала в “Медном всаднике” и “Станционном смотрителе” А. С. Пушкина. Вообще же образ “маленького человека” таков: это не знатный, а бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми, доведенный до отчаянья человек. При этом это человек не просто не минованный, […]...
- Поэзия В. Стуса в контексте мировой литературы Василий Стус пришел в литературу в конце 50-х – в начале 60-х годов, когда изменения в жизни страны, связанные с изобличением культа Сталина, привели к взрывным изменениям в искусстве, литературе и прежде всего, в поэзии как роде литературы, во-первых, наиболее мобильном, а во-вторых, наиболее чутком, который, словно обнаженный нерв, сразу же болезненно реагирует на изменения, […]...
- Перспективы развития постмодернистской литературы Ж. Делез и Ф. Гваттари, теоретики структурализма, в своей книге “Ризома” (1976) выделяют два типа культур, сосуществующих в наши дни – “древесную” культуру и культуру “корневища”. Первый тип культуры тяготеет к классическим образцам, сохраняя за искусством функцию подражания природе, сформулированную еще Аристотелем. Символом искусства, отражающего мир, условно говоря, становящегося его фотографией, может служить дерево, являющее […]...
- Классики русской литературы 19 века. Типология уроков Русская реалистическая литература второй половины XIX века отличалась самобытностью и достигла высокого худ совершенства Исторические эпохи, как и люди, отличаются своей неповторимой индивидуальностью. Вторая половина ХIХ века в рус лит прошла под знаком решительной демократизации худ создания и напряженной идеологической борьбы. Качественно изменяется в эти годы сам пафос худ творчества: от вопроса “кто виноват?” рус […]...
- Unusual Notice Mr. Robinson had to travel somewhere on business, and as he was in a hurry, he decided to go by air. He liked sitting beside a window when he was flying, so when he got on to the plane, he looked for a window seat. He found that all of them had already been taken […]...
- Петербургский текст русской литературы Эта тема необычайно многообразна и может стать предметом отдельного исследования. В нашей же работе мы коснемся произведений только двух фотохудожников: Бориса Смелого и Дмитрия Кондрата. Трагическая двойственность, “диссонансность” петербургской культуры по-прежнему является основным контекстом творческих поисков. Различны методы преломления реальности. Различны и результаты. Однако и раньше, и теперь, художников завораживает, манит не только парадный и […]...
- Сущность процесса обучения Сущность процесса обучении – это целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся, – организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся; – Овладение научными знаниями умениями, навыками; – формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. Одним из двух главных процесс, составляющих целостный педагогический процесс является процесс обучения. Это очень сложный процесс объективной […]...
- Развитие традиций женской поэзии в лирике Ахматовой и Цветаевой Любовный роман, развертывавшийся в предреволюционных стихах и Ахматовой и Цветаевой, был шире и многозначительней своих конкретных ситуаций. В их любовные романы входила эпоха. В сложной музыке ахматовской лирики жила и давала о себе знать особая, странная пугающая дисгармония. Она писала впоследствии, что постоянно слышала непонятный гул, как бы некое подземное клокотание, сдвиг и трение тех […]...
- Повесть о Горе-Злочастии: История русской литературы ПОВЕСТЬ О ГОРЕ-ЗЛОЧАСТИИ – стихотворное произведение XVII в., сохранившееся в единственном списке XVIII в. (полное название: “Повесть о Горе и Злочастии, как Горе-Злочастие довело молотца в иноческий чин”). П. начинается с рассказа о первородном грехе, причем автор излагает не каноническую, а апокрифическую версию, согласно которой Адам и Ева “вкусили плода виноградного”. Подобно тому как первые […]...
- Вспомогательные формы организации обучения Вспомогательные формы организации обучения направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей учащихся в соответствии с их склонностями и способностями. К наиболее распространенным вспомогательным формам организации обучения относятся факультативы, кружки и клубы. Факультативы являются эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания учащихся. Основная задача факультатива состоит в углублении и расширении знаний, развитии способностей и интересов учащихся, а […]...
- Из литературы романтизма Эпоха от первой буржуазной революции во Франции (1789-1794) до последних десятилетий XIX столетия – это эпоха разрушения старых феодальных отношений, роста буржуазии и ее полной победы в странах Западной Европы. В этот период в ряде стран Европы развернулось национально-освободительное движение, вместе с тем, начали обостряться противоречия буржуазного общества В начале XIX столетия еще продолжается борьба […]...
- Сочинение на тему: Значения творчества Чернышевского для русской литературы Деятельность Чернышевского оказала огромное воздействие на развитие революционного движения в России. Сего именем связаны замечательные достижения в области материалистической философии и политической экономии, эстетики, литературной критики и художественной литературы. К. Маркс и Ф. Энгельс знали работы Чернышевского и с громадным уважением отзывались как о научных трудах русского мыслителя, так и о его героической личности. В. […]...
- Современные подходы к оцениванию знаний, умений и навыков Министерство образования и науки Украины, Академия педагогических наук Украины. Приказ от 10.09.2000 г. “О внедрении 12-ти балльной системы оценивания учебных достижений учащихся в системе общего среднего образования”. Динамика перемен, которые происходят в современном мире, требует перемен в подходах к оцениванию учебных достижений учащихся. С этой целью для объективного оценивания знаний вводится 12-ти бальная система оценивания, […]...
- Творчество Грибоедова в развитие русской комедии Русская комедия 1815-1820 гг. развивалась главным образом в трех направлениях. Одним из них была старая традиционная классицистическая комедия, ставившая своей целью исправление нравов путем изображения наказанного порока и торжествующей добродетели. Представителями этого жанра являлись А. А. Шаховской и М. Н. Загоскин. В идейном отношении их произведения отличались политическим консерватизмом. В литературной борьбе Шаховской и Загоскин […]...
- Конспект урока по английскому языку: Sequences of tenses Конспект урока по английскому языку Тема Урока: Sequences of tenses. Закрепление материала. Продолжительность: 45 минут Тип урока: комбинированный, интегрированный. Цели урока: Обучающие: повторение и закрепление грамматического материала; приобретение практических навыков поведения в конкретных речевых ситуациях; Развивающие: развитие интереса у учащихся к общению на английском языке; развитие творческих способностей и фантазии у учащихся; развитие способности к […]...
- Подъем культуры, литературы, науки в эпоху Ренессанса и барокко Период Ренессанса – Возрождение – охватывает XIV-XVI века. Понятие ренессанса возникло в процессе развития мировой цивилизации, который разделял историю на 3 эпохи: античность, средневековье и ренессанс – возвращение к античности. Тогдашние гуманисты пытались освободить культуру от средневековой стереотипности, приблизить ее к античным идеалам прекрасного. Для этого, прежде всего, нужно было знание древних языков, ведь только […]...
- История литературы: Романтическое движение в немецкой литературе Романтическое движение в немецкой литературе началось на исходе столетия. Новые, тенденции возникли в творчестве писателей, детство которых пришлось на годы Французской революции.1789 г., а юность – на первые послереволюционные годы. Романтикам довелось остро почувствовать и силу напора исторического развития, и упрямую сопротивляемость феодально-бюргерской Германии такому ходу истории. В послереволюционной Европе, несмотря на противодействие дворянства и […]...
- Фантастические мотивы и образы в произведениях отечественной литературы Фантастические мотивы являются одним из основных приемов создания определенной ключевой ситуации в произведениях не только русской, но и мировой культуры. В отечественной литературе к данным мотивам обращались писатели различных направлений. Так, например, в романтических поэмах Лермонтова присутствуют образы потустороннего мира. В “Демоне” художник изображает протестующий Дух Зла. В произведении проводится идея протеста против божества как […]...