Проблема добра и зла в прозе Л. Н. Андреева
Леонид Андреев – один из самых самобытных и талантливых писателей начала 20 века. Его творчество пронизано философскими темами и мотивами. Одной из ведущих проблем его творчества была проблема добра и зла. Рассмотрим ее на примере рассказа Андреева “Кусака”.
В центре рассказа – история бездомной собаки, которая не видела в своей жизни ни ласки, ни любви, а встречалась лишь с человеческой жестокостью. Это наполнило Кусаку злобой и недоверием ко всему миру. Весной сюда приехала приличная, интеллигентная семья. Они приласкали собаку,
Главными героями произведения являются собака Кусака и девочка Леля. В первой части рассказа Кусака еще бездомная собака, ее никто не любит: “Она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу”. Во второй части она знакомится с Лелей, постепенно привыкает к людям и совершенно меняется. От еды ее шерсть начала лосниться. Кусака стала ленивой и ласковой, она поняла, что “если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу”. Писатель показывает, как ласка, участие, добро меняет, буквально преображает
Но сезон закончился, и Кусаку бросили. Рассказ заканчивается всего одной фразой: “Собака выла…”
Но этот рассказ не только о жестоком обращении с животным. Андреев показывает, что не может быть маленькой жестокости, маленького Зла. Начав с плохого обращения к собаке, Зло разрастается, переходит на людей, завладевает миром. Неслучайно поэтому в рассказе появляется эпизод с дурачком Илюшкой. Люди, способные на предательство домашнего любимца, на жестокое обращение с ними, могут также поступать со своими близкими, друзьями. Подтверждает это эпизод в начале рассказа, в котором говорится о пьяном человеке. Он ударил собаку на улице, а потом дома избил свою жену.
Андреев показывает, что не может быть относительного Добра и Зла, маленького или большого. Все в мире взаимосвязано, малое дает начало большому, глобальному. Очень важно, чтобы это малое было Добро, способное преображать и изменять в лучшую сторону.
Схожі твори:
- Сочинение о рассказе Л. Андреева “Кусака” Выросший в бедной семье, хорошо знавший, что такое нищета, Леонид Андреев, став писателем, посвятит свое творчество этой серьезной проблеме. Но не только людям плохо, бедствуют в этом мире и животные. Рассказ писателя “Кусака” именно об этом. Выросшая на улице, никогда не имевшая ни своего угла, ни клички, ни достаточно еды, собака живет в постоянном страхе: […]...
- Братья наши меньшие (по рассказу Л. Андреева “Кусака”) В рассказе Андреева “Кусака” речь одет о проблеме совести и человеческой доброты. Человек считает себя добрым и благородным, но при этом не замечает преданности братьев своих меньших, относится к ним, как к игрушке. Красивая девочка Леля, сама того не желая, нанесла собаке огромную обиду. Собака доверилась ей всем своим собачьим сердцем и получила в ответ […]...
- Сочинение анализ по рассказу Андреева “Красный смех” В 1904 году был написан рассказ “Красный смех” – остро эмоциональный отклик на русско-японскую войну. Это, по словам автора, “дерзостная попытка, сидя в Грузинах, дать психологию настоящей войны. Однако войны Андреев не знал и потому, несмотря на свою необычайную интуицию, не смог дать правильной психологии войны. Отсюда нервная возбужденность в рассказе, доходящая порой до истерического […]...
- Сочинение по рассказу Андреева “Тьма” (1907) В нашумевшем рассказе “Тьма” (1907) проповедуется знакомая уже нам идея: либо полное торжество добра, либо топчите добро в грязь, иными словами – отказ от всякой попытки одолеть глухую стену жизни. Герой рассказа террорист Алексей скрывается от полиции в публичном доме. В ответ на рассказ о себе он слышит гневную отповедь одной из девиц: “Какое ты […]...
- Краткое изложение произведения Андреева “Рассказ о семи повешенных” В период реакции Андреев создал ряд произведений, в той или иной мере относящихся к теме революции 1905 года. Среди них проникнутые романтикой баррикадных боев “Из рассказа, который никогда не будет окончен” (1907) и “Иван Иванович” (1908). Во втором рассказе писатель попытался показать революцию “с точки зрения околоточного”. В рассказе образы рабочих-дружинников, особенно веселого и мужественного […]...
- Образ безвыходно страшной жизни в произведениях Андреева Во многих случаях отклики на произведения Андреева были отрицательными. Почти единодушно был осужден рассказ “Бездна”. Идея рассказа довольно сложна. В нем можно усмотреть обличение лицемерия буржуазной морали: герой рассказа гимназист Немовецкий, воспитанный в добропорядочной буржуазной семье, перед лицом нравственного испытания оказался побежден зоологическими инстинктами, надругавшись над потерявшей сознание девушкой (своей возлюбленной!), до этого изнасилованной одичавшими […]...
- Творчество Леонида Николаевича Андреева (1871-1919) Творчество Леонида Андреева – яркая страница в истории русской литературы начала XX века. Сама личность писателя вызывала и вызывает пристальный интерес своей сложностью и противоречивостью, отразившимися в его произведениях. Его высоко ценили Л. Толстой, Чехов, Короленко, Михайловский. Публикация ряда его рассказов, постановка пьес становились литературными и театральными событиями, предметом острых споров и дискуссий. Видное место […]...
- Сочинение рецензия пьесы Андреева “К звездам” Наиболее значительным произведением Андреева периода революции явилась пьеса “К звездам” (октябрь 1905 г.). Сильной ее стороной является прославление революционного подвига. Характерно, что погибший в тюрьме революционер Николай Терновский на сцене не появляется ни разу, но в списке действующих лиц значится, и это логично: его судьба – двигатель сюжета. Перенесение действия за границу помогло автору выдвинуть […]...
- Творчество поэта Даниила Андреева Творчество поэта Даниила Андреева одновременно и глубоко традиционно, и уникально для русской литературы. Связанный с мистико-философской ветвью русской поэзии, он в 1950-е годы XX в. создает произведения, равных которым в национальной словесности еще не было. Духовные процессы конца XIX – начала XX в., которые могут быть названы “русским апокалипсисом”, находят в поэзии Д. Андреева единственное […]...
- Сочинение по рассказу Андреева “Губернатор” В начале 1906 года в социал-демократическом журнале “Правда” был напечатан рассказ Андреева “Губернатор”. Действие рассказа происходит в провинции, но легко угадывается намек на события 9 января в Петербурге. Центральный персонаж произведения повинен в расстреле рабочей демонстрации. Однако автора интересуют не события, а душевное состояние губернатора, казнящего себя внутренним судом. Мучительный самоанализ доводит его до того, […]...
- Проблема добра і зла в комедії Вольтера “Простак” Справжнє ім’я – Жан-Франсуа Аруе. “Це була не людина, це був – час”, – так сказав В. Гюго про видатного французького просвітителя, філософа, вченого, поета, драматурга, прозаїка, захисника свободи. Вольтєр вірив в ідею мудрого короля, але згодом розчарувався уній, побачивши, що його ідеал, Фрідріх II, не втілює у собі тих рис, які слід мати справедливому […]...
- Пафос жизнеутверждения, десткие образы и гуманизм в творчесве Леонида Андреева В 1905 году был написан рассказ “Христиане”, в котором беспощадно обличается лицемерие царского суда. Рассказ высоко оценил Л. Толстой, а описание суда он назвал превосходным. Лицемерию и ханжеству судей Андреев противопоставил честность и порядочность проститутки, отказавшейся принять церковную присягу под тем предлогом, что, занимаясь позорным ремеслом, она не имеет права называться христианкой. “Христиане” были сильным […]...
- Философские вопросы в прозе И. А. Бунина Произведения И. А. Бунина наполнены философской проблематикой. Основными вопросами, волнующими писателя, были вопросы смерти и любви, сущности этих явлений, их влияния на человеческую жизнь. Наиболее глубоко тема смерти раскрыта Буниным в его рассказе “Человек из Сан-Франциско” (1915). Кроме того, здесь писатель старается ответить и на другие вопросы: в чем счастье человека, каково его предназначение на […]...
- Сочинение по повести Андреева “Жизнь Василия Фивейского” Л. Андреев писал не столько со знанием предмета, сколько преследуя субъективную цель. Внешние события интересовали его постольку, поскольку они давали повод для проповеди определенной идеи, связанной с проблемой человеческой души. Для него были важны не факты, не внешняя достоверность деталей, а “образ души”, или, как он говорил, “кусочек психобиографии” человека. Вот почему в его произведениях […]...
- Рецензия на рассказ Леонида Андреева Бен Товит Рецензия на рассказ Л. Андреева “БенТовит” Творчество Леонида Андреева – яркий луч в русской литературе конца XIX начала XX века. В это время в духовной жизни общества происходят разительные перемены. Переосмысление роли поэта приводит к появлению множества новых направлений, которые неразрывно связаны с изучением человеческой психологии. Одновременно с быстрым развитием литературы происходит взлет русской философии, […]...
- Проблема добра і зла у романі “Сад Гетсиманський” Іван Багряний, письменник, на чию долю випало тяжке життя у вирі подій пореволюційних десятиріч, використав біблійні сюжети для розкриття психології своїх героїв у досить несподіваному контексті: християнські ідеали, цінності – й епоха сталінських таборів, “арештів, нічних допитів, безпідставних звинувачень… Своєрідне поєднання двох полюсів світовідчуття письменника – віра і кров, добро і зло – породило такий […]...
- Проблема добра і зла в комедії «Простодушний» Проблема добра і зла, їхньої природи й сутності – одне з одвічних питань, що здавна змушувало сперечатися філософів, хвилювало багатьох митців і поетів, серед яких і Вольтер – видатний французький мислитель і майстер слова. Комедія «Простодушний» – один із найдраматичніших творів письменника, в якому він розглядає конфлікт між «сином природи» й «цивілізованим суспільством» і одночасно […]...
- Проблема добра і зла в комедії Вольтера “Простодушний” Проблема добра і зла, природи і суті добра і зла – вічна проблема, яка завжди хвилювала поетів і мислителів, серед яких був і Вольтер – видатний французький мислитель і майстер слова. Комедія “Простодушний”- один з найдраматичніших творів письменника, в якому він зобразив конфлікт між “сином природи” та “цивілізованим суспільством” і одночасно вирішує питання про те, […]...
- Проблема добра і зла за романом У. Самчука “Марія” 1. Проблема добра і зла – центральна у романі (уже на перших сторінках роману автор зазначає: “…У неї чоло, а за ним хорониться брунька розуму, яка от-от розів’ється, розцвіте і пізнає добро і зло”). 2. Добро для українського селянина – праця, земля (любити землю і працю на землі – заповіді Господні, і герої шанують їх): […]...
- Проблема добра і зла в комедії Вольтера “Простак” Проблема добра і зла, природи і суті добра і зла – вічна проблема, яка завжди хвилювала поетів і мислителів, серед яких було і Вольтер – видатний французький мислитель і майстер слова. Комедія “Простак” – одне з найдраматичніших творів письменника, в якому він зобразив конфлікт між “сином природи” і “цивілізованим суспільством” і одночасно вирішує питання про […]...
- Изложение с элементами рецензии на пьесу Андреева “Жизнь человека” Осенью 1906 года Андреев написал пьесу “Жизнь человека”, вызвавшую бурные отклики. В большинстве случаев отзывы были отрицательны. Писателя единодушно обвиняли в пессимизме, для чего были основания, ибо концепция человека и его судьбы в пьесе откровенно пессимистична. В драме прослежена жизнь человека с момента его рождения до последнего вздоха, жизнь человека вообще. Здесь доведено до предела […]...
- Проблема добра і зла в трагедії Вільяма Шекспіра “Гамлет” Так создан мир, что живо, То умрет. В основу трагедії “Гамлет”, створеної Шекспіром 1600 року, покладено давні сказання про принца, який удає з себе божевільного, щоб приховати свій план помсти за вбивство батька. Але якщо в легенді головною темою була родова помста, то у Шекспіра Гамлет почав нове життя. У центрі трагедії проблема добра і […]...
- Проблема добра і зла у романі М. Булгакова “Майстер і Маргарита” Хто кидає камінь нагору, кидає його на свою голову, і підступний удар розділить рани. Хто риє яму, сам упаде в неї, і хто ставить сеті, сам буде вловлений ними. Хто робить зло, на того повернеться воно, і він не дізнається, звідки воно прийшло до нього. Старий Завіт. Добро і зло… Поняття вічні та нероздільні. І […]...
- Человек – герой пьесы Андреева “Жизнь человека” “Бунтарь, стучащийся в железную дверь темницы жизни” – так определяет историк театра и литературы С. А. Венгеров сущность творчества Андреева. “Искание бесконечного в конечных его проявлениях” настолько сильно у писателя, что едва ли есть хотя бы одно произведение, где бы ни ставились основные вопросы бытия человеческого: о смерти и бессмертии, о цели и смысле жизни, […]...
- Проблема боротьби добра і зла у романі Уласа Самчука “Марія” Один із найвидатніших українських письменників XX століття Улас Самчук Я найповніше втілив у своїй творчості трагічну долю народу України, розповів проі національну трагедію 30-х років, за шо письменника називають Гомером XX століття. За своє довге важке життя він створив цілу бібліотеку блискучої прози. Роман “Марія” – один із перших найвидатніших творів про трагічну долю України […]...
- Тема любви в прозе И. А. Бунина (на примере рассказа “Солнечный удар”) Русская литература отличалась необыкновенной целомудренностью. Любовь в представлении русского человека и русского писателя – чувство в первую очередь духовное. Бунин в “Солнечном ударе” принципиально переосмысливает эту традицию. Для него чувство внезапно возникающее между случайными попутчиками на пароходе, оказывается столь же бесценным, как и любовь. Причем именно любовь и есть это пьянящее, самозабвенное, внезапно возникающее чувство, […]...
- Тема Великой Отечественной войны в прозе XX века В повести К. Воробьева “Убиты под Москвой” рассказывается о трагедии молодых кремлевских курсантов, посланных на смерть во время наступления немцев под Москвой зимой 1941 года. Писатель ставит важную проблему убийства своих своими же. Ему удалось показать весь ужас предательства своих мальчишек, которые вначале “почти радостно” реагировали на пролетавшие юнкерсы. Главный герой повести Алеша Ястребов, как […]...
- Особенности народного характера в прозе Платова В центре произведений А. Платонова – уездная полудеревенская Россия, взвихренная революцией. Герой, существующий на “проселках революции”, – обыкновенный русский человек. Все герои А. Платонова – мастеровые, машинисты, крестьяне-во многом похожи друг на друга. Все они странники, скитальцы, правдоискатели. Например, Пухов, герой повести “Сокровенный человек”, человек с открытым сердцем, ездит со своим снегоочистителем по Воронежской земле […]...
- Величие простых сердец в прозе А. П. Платонова К середине 30-х годов, переосмыслив свой опыт публицистики, достижения романтика и сатирика, А. Платонов заново открыл для себя Пушкина. Великому поэту посвящена статья ” Пушкин наш товарищ” и самая крупная, ставшая известной читателю после смерти Платонова пьеса “Ученик лицея”. Над ней писатель работал вплоть до последнего мгновения жизни. Открыв частицу Пушкина в себе, он создает […]...
- Нравственная сила добра (по произведениям В. Шукшина, А. Алексина, Г. Щербакова) Черствость души – самая страшная болезнь на свете. А. П. Чехов говорил: “Спешите делать добро”. Если мы будем сначала просто не обращать внимание на чужое горе, заглушать голос собственной совести, убеждая себя в том, что потом наверстаем упущенное, а пока и без того много забот, то тем самым мы убьем в себе самое ценное качество […]...
- Пьеса в стихах и прозе Бхавабхути “Малати и Малхава” Бхуривасу, министр царя города Падмавати, и Деварата, министр страны Видарбхи, как только у Бхуривасу родилась дочь Малати, а у Девараты – сын Мадхава, сговорились их обручить. Но царь Падмавати твердо решил выдать замуж Малати за своего любимца – придворного Нандану. Воспрепятствовать этому браку берется давняя подруга Бхуривасу и Девараты мудрая буддийская монахиня Камандаки. Она приглашает […]...
- Изложение в прозе стихотворения Лермонтова “Мцыри” Однажды русский генерал проезжал. Ребенка пленного он вез. Из жалости шестилетнего ребенка призрел один монах и оставил его в монастыре. Пленник сначала избегал всех, “томим неясною тоской по стороне своей родной”. Но потом он привык, стал понимать “чужой” язык, был окрещен и уже готовился принять монашеский обет, как вдруг однажды исчез. Его искали три дня […]...
- Круг великих творцов русской литературы в прозе Блока А. Блок остро ставит вопрос о долге, великой ответственности художника, поэта перед народом и обществом, утверждает, что “единственное оправдание для писателя” – не суждения литературной среды и критики, а “неподкупное мнение читателя”, “голос публики”, “не голос, а как бы легкое дуновение души народной”. Блока волнует нравственная основа творчества писателя, его человеческое достоинство, потому что писатель […]...
- Пьеса в стихах и прозе Харши “Ратнавали” Буря разбила корабль, на котором плыла дочь царя Ланки (Цейлона) Ратнавали, предназначенная в жены царю ватсов Удаяне. Ухватившись за доску, Ратнавали спаслась, и, найденную на берегу, ее под именем Сагарики (от санскритского “сагара” – “океан”) отдали на попечение первой супруге Удаяны царице Васавадатте. На торжественном празднике в честь бога любви Камы, который происходит при дворе […]...
- Пьеса в стихах и прозе Шудраки “Глиняная повозка” Поздно вечером на улице города Удджайини Самстханака, невежественный, грубый и трусливый шурин царя Палаки, преследует богатую гетеру красавицу Васантасену. Воспользовавшись темнотой, Васантасена ускользает от него через незапертую калитку во двор одного из домов. По случайности оказалось, что это дом благородного брахмана Чарудатты, в которого Васантасена влюбилась, встретив незадолго перед тем в храме бога Камы. Из-за […]...
- Мерила добра в произведениях Ф. М. Достоевского Тема маленького человека впервые была затронута в творчестве А. С. Пушкина (Станционный смотритель), Н. В. Гоголя (Шинель), М. Ю. Лермонтова ( Герой нашего времени ). Имена героев произведений этих выдающихся писателей Самсон Вырин, Акакий Акакиевич, Максим Максимыч стали нарицательными, а тема прочно вошла в литературу. Ф. М. Достоевский является не просто продолжателем традиций в русской […]...
- Система взглядов Б. Пильняка в прозе Основной чертой литературы всегда оставалось стремление художественно мыслить и адекватно отобразить исторические и социальные перемены. Каждое крупное социально-историческое событие порождало взрыв произведений, описывающих его причины, ход, а также прогнозирующих последствия. В России в XX веке крупнейшим таким событием стала Октябрьская революция 1917. “Если обратиться к беллетристам, выдвинутым самой революцией, то мы должны остановиться прежде всего […]...
- Проблемы добра и зла в трагедии Шекспира “Гамлет” Школьное сочинение о начале XVII в., о столкновении мира, в котором господствуют “сила золота и пагубные страсти”, со старым миром жестокого феодального насилия чтобы поколебать светлую веру гуманистов в торжество добра, человечности, чести. Именно в те времена английский драматург Уильям Шекспир создает наиболее философское и самое проблемной произведение – трагедию ” Гамлет “. И Принц […]...
- Героиня драмы Андреева “Анфиса” “Инфернальная женщина” в духе Достоевского, “распутница”, “сильная, властная, богато одаренная натура”, “робкая, беспомощная, жалкая, самая обыкновенная” – так по-разному оценивали современники новый психологический тип женщины, описанный Андреевым в его драме “на сюжет из современной жизни”. Она живет среди ординарных присяжных поверенных и старой неведомой Бабушки (Рока, Судьбы), неустанно перебирающей спицы, поблескива-нию которых “отвечают слепые мигания […]...
- Роль Стендаля и Бальзака в мировой и французской прозе XIX века Творчество Стендаля относится к первому этапу в развитии французского критического реализма. Стендаль вносит в литературу боевой дух и героические традиции только что отзвучавшей революции и Просвещения. Связь его с просветителями, подготавливающими головы к предстоящей революции, можно наблюдать как в творчестве писателя, так и в его философии и эстетике. В своем понимании искусства и роли художника […]...