Прием антитезы в одном из произведений русской литературы 2-й половины XIX века
План.
I прием антитезы – главный принцип композиции романа ” Война и мир ” Л. Н. Толстого. II Наполеон и Кутузов – герои, составляющие полюса романа. Наполеон – олицетворение всего самого дурного в людях: А) портрет; Б) поведение; В) речь; Г) Авторская характеристика; Герои тяготеющие к полюсу Наполеона: А) Элен и Анатоль Курагины. Б) Берг; В) Вера; Кутузов – Олицетворение простоты, добра и правды: А) портрет; Б) поведение; В) речь; Герои, тяготеющие к полюсу Кутузова: А) Князь Андрей; Б) Пьер Безухов ; В) Наташа Ростова ; III Испытание героев
Вариант 2
Прием антитезы в одном из произведений русской литературы 2-й половины XIX
Века. ( по произведению Ф. М. Достоевского ” Преступление и наказание “).
– я ведь только вошь убил, Соня!
– это человек – то вошь?
(из разговора Сони с Раскольниковым)
План.
I антитеза основное идейно – композиционный принцип романа
“Преступление и наказание”
II функции антитезы.
1. Прием антитезы при создании образа главного героя:
А) замечательная внешность Раскольникова и одежда нищего;
Б) описание
В) бесчеловечность теории и ее неприятие сердцем (сны Раскольникова).
2. Прием антитезы в основе системы персонажей:
А) двойники Раскольникова (Лужин и Свидригайлов );
Б) правда Сони Мармеладовой и правда Раскольникова.
III человек – таинственная бесконечность.
Вариант заключения. Таким образом, мы видим, что антитеза как художественный прием и композиционный принцип помогает писателю разграничить добро и зло, показ0ать опасность эгоистического разделения людей, наметить пути нравственного совершенства.
Вариант 3 (правда Раскольникова и Сони).
Роман Достоевского построен на противопоставлениях двух взаимоисключающих жизненных концепций – Раскольникова и Сони. “Да, страшна была ему Соня. Соня представляла ему неумолимый приговор, решение без перемен. Тут или ее дорога, или его”.
II Раскольников и Соня – оба преступники по меркам общества. Библейская пара – убийца и блудница. Преступники, так, как преступили нормы морали. III Их преступления по сути свое совершенно различны.
1. Раскольников идет на преступление ради себя. Соня – ради семья, спасая от голодной смерти детей Катерины Ивановны.
2. Раскольников выступает как палач, Соня – сама жертва общественного преступления. 3. раскольников, одержимый “наполеоновскими мечтами”, совершаемое им убийство хотел бы считать признаком своей избранности. Соня подвиг своей любви к ближним искренне считает преступлением.
4. Преступление ставит героев вне общества но раскольников сам ищет одиночества, разъединения с людьми. Отталкивает Разумихина, мать, Дуню. Соня стремиться к человеческой общности.
5. Первооснова преступления Раскольникова бунт против несправедливого устройства общества, против самого этого общества. Он позволил Разуму, логике подавить сопротивление, в основе которого – смирение, жертвенность собой во имя других. В ней – доминанта сердца, души, против которых бессильны доводы рассудка.
IV Преступление Раскольникова – не только убийство старухи – процентщицы, но сама его бесчеловечная теория деления людей на “гениев” и “муравейник”. К преступлению он мог идти только один, обособившись от мира. Искупить кровь и зло, вернуться к людям он может только с Соней, только с ее стремлением к человеческой общности, к слиянию с миром.