Построение сложного предложения
Ученики 5-6 класса только формируют навыки использования различных синтаксических средств. Поэтому в их работах ошибки в построении сложного предложения немногочисленны и чаще всего порождены тем, что рука не успевает за мыслью:
Поднимешь листик клена, то увидишь всю его красоту. – Типичный случай: ученик начал строить предложение по одной синтаксической модели (очевидно, как простое с однородными сказуемыми: Поднимешь листик клена и увидишь его красоту.), а продолжил в соответствии с другой синтаксической схемой, как сложноподчиненное:
Характерно для учеников 5-6 классов (впрочем, и для более старших) ненужное употребление указательного слова То, обычно перед изъяснительным придаточным с союзом или союзным словом Что. С этой ошибкой часто сопряжена и пунктуационная ошибка – отнесение слова То к придаточному:
Герасим понял, то что собаку надо уничтожить. Понятно, что в приведенном случае даже постановки запятой непосредственно перед Что недостаточно; слово То нужно убирать: Герасим понял, что собаку надо уничтожить.
Ученики 7-8 классов знакомы с большим количеством синтаксических
Бульба, когда его привязали к дереву и уже зажгли под ним костер, он увидел на берегу корабли и закричал об этом своим казакам. – Следует как минимум убрать второе и явно ненужное подлежащее Он.
Характерны для работ учеников этих классов и ошибки во взаиморасположении частей сложного предложения. Особенно много таких ошибок в сложных предложениях, включающих деепричастия:
Несмотря на то, что городничий только что пережил панический страх, узнав, что купцы жаловались на него, он безмерно счастлив. – Выходит, что городничий “безмерно счастлив” из-за того, что купцы на него жаловались. Предлагаемый вариант правки: Городничий безмерно счастлив несмотря на то, что только что пережил панический страх, узнав, что купцы жаловались на него. – Впрочем, в этом случае лучше избавиться от тавтологического сочетания “что только что” (например, заменить на “что недавно”).
Встречаются и ошибки, порожденные слабым представлением о синтаксических законах, например, выделение придаточного предложения в самостоятельное высказывание: Когда Дедал спустился. Он сказал сыну, что они улетят с Крита. Впрочем, эти случаи единичны.
К концу 9 класса ученик уже должен владеть основными навыками и умениями, необходимыми для грамотного формулирования. Нечитающие дети к этому времени практически не способны выполнять требования программы. Разумеется, они могут выучить правило и применить его, но дальше усвоения норм пунктуации дело не идет. Ошибки учеников 9-11 классов связаны чаще всего с отставанием в развитии. Для таких школьников полезной будет работа с дидактическим материалом, собранным не только в работах старшеклассников, но и учеников 5-8 классов, поскольку здесь идет речь не о повторении, а об обучении заново.
В сочинениях старшеклассников, плохо усвоивших литературный материал и не владеющих навыками грамотного построения синтаксических конструкций, часто встречается неоправданное многословие, в том числе и приводящее к ошибкам в построении сложного предложения. Многословие это объясняется, кроме вышесказанного, еще и тем, что школьник старается написать сочинение заданного объема (для 10 класса – 2,5-3 листа, для 11 – 3-3,5 листа). В результате появляются, например, такие сентенции:
Мне кажется, что Катерина уже в тот момент знала о своей смерти, что она простится с жизнью. – Эту фразу можно понять и так: она – это смерть. Разумеется, слова “о своей смерти” нужно убрать.
Частая ошибка старшеклассников – неверное взаиморасположение стоящих рядом союзов:
Чацкий так же, как и Базаров, представитель нового времени, он тоже не склонял голову перед авторитетами, и за что был отвергнут обществом, он выделялся и не был таким, как и все. – В этом предложении союз И должен стоять после союзного слова (за) что : “…за что и был отвергнут обществом”. Кроме указанной ошибки, в этом предложении есть многословие: “он выделялся и не был таким, как и все”. Больше того, сообщение о том, что Чацкий “не был таким, как все”, по смыслу соотносимо с главным предложением, а потому некорректно выделять его в самостоятельное простое предложение в конце всего высказывания. Таким образом, в исправленном виде это предложение будет выглядеть так:
Чацкий так же, как и Базаров, представитель нового времени, он тоже не склонял голову перед авторитетами, не бы таким, как все, за что и был отвергнут обществом.
Еще одна характерная для старшеклассников ошибка – неверное расположение придаточной части:
После тоста за красивых женщин из уст Долохова, который звучал язвительно и насмешливо, Пьер не выдержал. – Придаточное предложение должно относиться к слову “тост”, но помещено так, будто зависит от слова “Долохова”. Можно просто заменить сказуемое в придаточном предложении: После тоста за красивых женщин из уст Долохова, который говорил язвительно и насмешливо, Пьер не выдержал. Можно и исправить порядок расположения частей, но тогда придется менять падеж распространенного обстоятельства “из уст Долохова” и помещать это обстоятельство в придаточное предложение: После тоста за красивых женщин, который в устах Долохова звучал язвительно и насмешливо, Пьер не выдержал.
Часто старшеклассники торопятся, в результате чего возникают ошибки, не всегда поддающиеся классификации:
Катерина не понимала, где хорошо, где плохо, а если и понимала, то очень плохо, поверхностно, так сказать, по теории, которую ей говорили в церкви. – Во-первых, при чем здесь “где”? Речь идет о Катерине из пьесы Островского ” Гроза “. Эта героиня отлично понимала, где ей было хорошо, а где стало плохо. В чем же дело? А дело в следующем. Ученик хотел сказать, что Катерина не могла определить, морален или нет тот или иной ее или чужой поступок, а если и определяла, то в соответствии с теми этическими нормами, которые она восприняла через религиозные православные догматы. Но как коряво это выражено! Судите сами: “понимала… по теории”; “по теории, которую ей говорили”.
Вот еще иллюстрация негативных последствий торопливости:
Писатель рисует картины отдельных людей, их отношения, характеры, привязанности и многое другое, что может происходить в жизни любого человека. – Как это: “Писатель рисует картины отдельных людей”? Видимо, пропущено слово, имелось в виду сочетание “картины жизни”. Кроме того, “отношения, характеры, привязанности” не могут происходить. Очевидно, следовало сказать так: Писатель рисует картины жизни отдельных людей, описывает их отношения, характеры, привязанности и рассказывает о многих событиях, которые могут произойти в жизни любого человека.
Торопливость приводит и к курьезам:
В женских образах Ольга противопоставляется Агафье Матвеевне, Штольц – антипод Обломова. – выходит, Штольц и Обломов – женские образы. Предлагаю школьникам самим попробовать исправить эту ошибку.