Подъем культуры, литературы, науки в эпоху Ренессанса и барокко
Период Ренессанса – Возрождение – охватывает XIV-XVI века. Понятие ренессанса возникло в процессе развития мировой цивилизации, который разделял историю на 3 эпохи: античность, средневековье и ренессанс – возвращение к античности. Тогдашние гуманисты пытались освободить культуру от средневековой стереотипности, приблизить ее к античным идеалам прекрасного. Для этого, прежде всего, нужно было знание древних языков, ведь только так можно было знакомиться с античными образцами письменности. Следовательно, большое внимание уделялось
Начато было книгопечатание в Германии в середине XV в. Иоганном Гутенбергом, который издал “Библию”. Впоследствии в Риме была напечатана первая книга украинского автора – поэта Юрия Дрогобыча, позже издавались книги в Кракове и в Праге. Первыми напечатанными на территории Украины книгами стали “Апостол” и “Букварь”, изданные в 1574 г. во Львове Иваном Федоровым. Претерпевала изменения система образования. Именно в эпоху Ренессанса украинские студенты начали отправляться
Именно на период Ренессанса приходятся противоречия между Западной и Восточной церквей по поводу культурных взаимоотношений и перспектив дальнейшего развития. Основные различия между церквями заключались в догмате Пресвятой Троицы, учении католической церкви о чистилище, разницы в обрядах, а также в календарных стилях. Все это привело к появлению значительного количества полемических произведений. Среди украинских полемистов, которые сделали значительный вклад в историю украинской литературы эпохи Возрождения, следует упомянуть Герасима Смотрицкого (“Ключ от царства небесного”), Христофора Филарета (“Апокрисис”), Ивана Вышенского (“Послание к епископам”, “Предостережение “).
В период Ренессанса появлялись произведения поэтов-гуманистов (Юрия Дрогобыча, Павла Русина, Севастьяна Кленовича). Украина вместе с остальным миром переживала времена подъема культуры. Следующий период, XVII-XVIII века, исследователи называют периодом барочной культуры. Термин “барокко” ввели в общее обращение в XIX в. классицисты, которые любили порядок во всем и пренебрежительно относились к предыдущим эпохам. Это понятие относилось к произведениям, которые были изящно метафорические, отличались эмоциональностью и раскованностью.
Основными формами изображения для писателей периода барокко были символ и аллегория. Мир для них был театром, где режиссер – Бог, значит, искусство этой эпохи имело на себе отпечаток фатализма, бесполезности всего существующего.
Приобретает развитие барочная риторика и ораторская проза. Риторика – наука о прозаических жанрах и теории прозы – была одной из базовых школьных дисциплин, ведь система воспитания предусматривала, что каждый из выпускников будет владеть ораторским искусством. В проповедничестве XVII в. определялись три основных фигуры: Лазарь Баранвич (сборники “Меч духовный”, “Трубы словесно-проповедные”), Иоанникий Галятовский (“Ключ понимания”) и Антоний Радивиловский (“Образок Марии Богородицы”, “Венец Христов”). Эпоха барокко с ее проповедями и религиозными наставлениями предусматривала возвращение к традициям средневековья. Для барочной культуры традиционным был всплеск житийной литературы. Она постепенно объединяла религиозно-поучительную беллетристику с историческими элементами и ослаблением дидактического эффекта. Появились новые редакции Киево-Печерского патерика, произведения Сильвестра Косова “Патерикон” и “Жития святых отцов печерских”, был основан новый агиографический жанр – рассказ о чудесах, совершенных Богородицей (книга Иоанникия Галятовского “Небо новое” (1665 г., состоявшая из 445 коротких новелл о таких чудесах).
Приобретала развития и историко-мемуарная проза, особенностью которой стал процесс перехода от механического перевода событий к их публицистическому описанию. Писатели искали логику исторического процесса, его движущие силы, пытались увидеть определенные закономерности. Наиболее популярным произведением эпохи барокко стал “Синопсис” (1674) – исторический обзор неизвестного автора. Но “Синопсис” имел официальный, формальный характер в отличие от так называемых “казацких летописей” – летописи Самовидца, Самуила Величко и Григория Грабянки. Произведения панегирические, епиграматичной и курьезной поэзии также приобрели в этот период значительное развитие благодаря обязательному изучению теории и практики стихосложения в высшей школе. Следует упомянуть таких поэтов, как Климентий Зиновий (272 епиграматических произведения), Иван Величиековский (сборники “Зегар (Часы)”, “Млеко”) и Сафроний Почазский (“Евхаристирион”).
По своей структуре и тематике, они больше приближались к современной философской лирике, к произведениям метафизической и исторической поэзии. Кирилл Транквилион-Старовецкий Лазарь Баранович, Иван Максимович – яркие представители этого направления развития литературы. Периоды ренессанса и барокко имели значительное влияние на дальнейшее развитие украинской литературы благодаря всплеску общественно-политической и культурной жизни, который проходил в эти времена.