План сочинения Ф. И. Тютчев, “поэзия
Среди громов, среди огней, Среди клокочущих страстей, В стихийном пламенном раздоре, Она с небес слетает к нам – Небесная, к земным сынам, С лазурной ясностью во взоре – И на бунтующее море Льет примирительный елей. Ф. И. Тютчев, “поэзия”
Рабочие материалы.
С детских лет нам сопутствует поэзия Ф. И. Тютчева. я еще не умела
Читать, но уже знала наизусть:
Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.
В России все от мала до велика знают это стихотворение. Строки стихотворения
Некогда Фет назвал Тютчева “одним из величайших лириков, существующих на земле”.
Тютчева принято называть певцом природы. Автор “весенней грозы” и Весенних вод” был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах, воспевающих картины и явления природы, нет безумного любования. Когда я читаю и перечитываю стихотворения Тютчева, от размышляю о загадках мироздания, о вековых вопросах человеческого бытия. Идея торжества природы и человека пронизывают собой лирику Тютчева, определяя некоторые основные особенности его поэтики. Для него природа такое же одушевленное, “разумное” существо, что и человек: “В ней есть душа, в ней есть свобода. В ней есть любовь, в ней есть язык”.
Через обращение к природе Тютчев нере6дко раскрывает сложный мир человеческой души во всем богатстве ее переживаний. К лучшим созданиям Тютчева принадлежат и любовные стихотворения, проникнутые глубочайшим психологизмом, подлинной человечностью, благородством и прямотой в раскрытии сложнейших человеческих переживаний:
Я встретил вас – и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое – И сердцу стало так тепло…
Это одно из самых моих любимых стихотворений. Читаешь его и слышишь
Неповторимый голос Козловского, поющего этот романс. Это одно из самых
Задушевных стихотворений поэта. На склоне лет Тютчев испытал самое большое
В своей жизни чувство-любовь к Е. А. Денисьевой. именно с этой “последней
Любовью” связаны многие шедевры лирики Тютчева:
О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! Давно ль, гордясь своей победой, Ты говорил: она моя… Год не прошел спроси и сведай, Что уцелело от нее? Или другие пронзительные строки: Чему молилась ты с любовью, Что, как святыню берегла, Судьба людскому суесловью На поруганье предала.
Эти и другие стихотворения, взятые вместе, образуют, так называемый “денисьевский цикл”, по все своей проникновенности и трагической силе в передаче сложной и тонкой гаммы чувств не имеющий равного не только в русской, но и в мировой любовной лирике. Эти лучшие образцы любовной лирики Тютчева тем замечательны, что в них личное, индивидуальное, пережитое самим поэтом поднято до значения общечеловеческого. Поэзия Тютчева – это своеобразная лирическая исповедь человека, посетившего “сей мир в минуты роковые”, в эпоху крушения века складывавшихся социальных устоев, нравственных догм и религиозных верований. Самого себя поэт осознает “обломком старых поколений”, вынужденным уступить дорогу “новому, младому племени”. И в это же время он сам, детище нового века, несет в своей душе “страшное раздвоение”. Как ни горько ему плестись “с изнеможением в кости навстречу солнцу и движенью”, он испытывает не тоскливое томление о прошлом, а сильное влечение к настоящему. Однажды он писал:
Не о былом вздыхают розы И соловей в ночи поет; Благоухающие слезы Не о былом аврора льет,- И страх кончины неизбежной Не сеет с дерева листа: Их жизнь, как океан безбрежный, Вся в настоящем разлита.
Это строки многое разъясняют в лирике Тютчева. Стремление жить в “настоящем” было до конца дней присуще поэту. Читая стихи Тютчева, я вновь и вновь поражаюсь неисчерпаемому богатству русского языка. Взыскательное отношение к стихотворному мастерству отличает Тютчева. Несмотря на то, что поэт 2не писал, а лишь записывал свои стихи”, он на раз возвращался к записанному, отделывал, отчеканивал то, что как бы невольно сорвалось с пера, добиваясь предельной ясности и точности образа. в своем знаменитом стихотворении “молчание!” поэт признавался:
Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь.
Однако стихи Тютчева служат лучшим доказательством не бессилия, а могущества слова мысль никогда не оборачивалась в низ ложью. И как бы ни был сложен в душе поэта строй “таинственно-волшебных дум”, они, вопреки его собственному мнению, все больше и больше находят путь к сердцу другого.
Вариант 3. Лирика Тютчева в моем восприятии.
Как сердцу высказать себя.
Ф. И. Тютчев, “Silentium”.
План.
I все во мне и я во всем…
II “стихов любимейшие строки”.
1. лишь жить в себе самом умей.
2. нам не дано предугадать
3. блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые! (Цицерон)
4. душой весны природа ожила (Стихотворение “Могила Наполеона “)
5. когда пробьет последний час природы (последний катаклизм)
III не плоть, а дух растился в наши дни.
Вариант вступления. Знакомство с лирикой Тютчева произошло раньше, чем я взяла в руки томик стихов поэта. В радио и телепередачах звучали стихи и поразило слишком частое повторение в строках слова “душа”. А потом в статьях поэтов и литературоведов неизменная ссылка на тютчевские строки. Что стоит за этими строками? Сразу не ответишь…вспоминаются пушкинские строки:
На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. Не об этом ли пишет Тютчев?