Перси Биш Шелли

(1792-1822)

В истории мировой литературы наблюдается одна знаменательная закономерность. Нередко почти в одно и то же время творят два писателя, равновеликих по таланту, но различных, “полярных” по художественной манере. Они образуют своеобразные “пары”: таковы Софокл и Еврипид, Гете и Шиллер, Диккенс и Теккерей, Толстой и Достоевский, Блок и Брюсов, Хемингуэй и Фолкнер, Артур Миллер и Теннесси Уильяме… К этим “парам” можно было бы добавить и двух великих поэтов-романтиков: Байрона и Шелли. Они были знакомы, дружили, у них

была в чем-то сходная судьба, им приходилось спорить по творческим вопросам. В поэме “Юлиан и Маддало” (1818) слышны отзвуки их бесед: граф Наддало напоминает Байрона, а Юлиан – Шелли. Маддало (Байрон), более “земной”, упрекает друга, более “воздушного”, в том, что он парит в небесах над грешной землей, что он – прекраснодушен. Юлиан же сетует на мрачный, “приземленный” взгляд своего друга на жизнь.

Шелли – выходец из богатой аристократической семьи. Его отец – адвокат был человек консервативных взглядов, с которым сын, обнаруживший свой вызывающий радикализм, рано разошелся. Шелли учился в Оксфордском

университете, откуда был исключен за бунтарский нрав и публикацию памфлета с красноречивым заголовком: “Необходимость атеизма”. Уже в ранних стихах Шелли выразились его несколько наивные радикально-революционные воззрения. Он, в частности, сочувствовал национально-освободительному движению в Ирландии, даже пытался поднять там восстание. Независимость и радикализм привели Шелли, как и Байрона, к резкому конфликту с буржуазно-аристократическим ханжеским светским обществом. В 1818 г. Шелли был вынужден покинуть Англию, переехать сначала в Швейцарию, а оттуда в Италию. Ранняя смерть – он утонул в 1822 г., катаясь на лодке, – прервала его яркий поэтический путь.

Близкий к идеям утопического социализма, художник лучезарного, оптимистического миросозерцания, он выражал свою Веру в счастливую долю человечества, в неизбежность победы Добра над Злом, Света над Тьмой. В романтической поэме-“видении” “Королева Маб” (1813), в драматической поэме “Освобожденный Прометей ” (1820), в эпической поэме “Восстание Ислама” (1818) находим мы все эти мотивы. В поэме “Адонис” (1819) он отзывался на смерть поэта Джона Китса, певца красоты, тонкого лирика, скончавшегося в возрасте двадцати шести лет. Как поэт-романтик, Шелли широко использовал символы, аллегории, библейские и мифологические образы, олицетворения, легко смещая временные пласты, переходя от настоящего к прошлому и будущему. Его перу принадлежат и политические стихи, пронизанные солидарностью с трудовым народом, самое известное из которых “Песнь людям Англии”. Если долгое время Шелли был убежден, что обновление человечества достижимо лишь путем мирного прогресса и нравственной проповеди, то в пятиактной трагедии “Ченчи” (1819) образом юной девушки Беатриче, убивающей своего отца, тирана и насильника, он утверждает правомерность отпора преступлению. Важное место в поэзии Шелли занимает тема свободы (“Ода защитникам свободы”, “Одасвободе”, “Свобода”).

В своей лирике Шелли – поэт-философ, он близок к идеям Платона, утверждает “общественную” силу поэтов, “непризнанных законодателей мира” (в трактате “Защита поэзии”, 1822). Шелли воспевает вечную красоту природы, наделенную духовной силой, находящуюся в постоянном движении и изменении (стихотворения “Облако”, “Ода западному ветру”, “Стансы близ Неаполя”, “К жаворонку” и др.). Стиль Шелли – своеобразен, насыщен сложными метафорами, олицетворениями. В “Освобожденном Прометее” радость Океаниды уподоблена освеженному дождем зеленому холму, который смеется тысячью сверкающих капель, глядя на безоблачное небо. Земля, повествуя о переменах в мире, говорит: “Труд, боль и горе в зеленой роще жизни резвятся как ручные звери”. Исключительная мелодичность и красота поэзии Шелли достигается благодаря игре размеров, внутреннему ритму, богатой рифмовке и структуре стиха.






Удаваний друг гірше підступного ворога.
Перси Биш Шелли