Индийский героический эпос

ПАмятником эпического характера, который пересказан для детей, является “Хитопадеша” (“Полезные наставления”). Время его создания – средние века (между VI и XIV вв.). Подобно “Рамаяне”, создававшейся и дополнявшейся поэтами и рассказчиками в течение тысячелетий, “Хитопадеша” так же передавалась в устном рассказе из поколения в поколение. Написанная в стихах, для детей она пересказана прозой. Построена “Хитопадеша” по тому же принципу, что и сказки “Тысяча и одна ночь”, с обрамляющей новеллой. Очевидно, такое

композиционное построение было традиционным в древней и средневековой индийской литературе.

В обрамляющей новелле рассказывается о том, что важнее всего для человека: “Знание – глаза человека. С помощью этих глаз он постигает не только видимое, но и скрытое”, и еще: “Молодость, богатство, власть и безрассудство – вот четыре свойства, каждое из которых может погубить человека. И трудно даже представить, что стало бы с тем, кто был бы наделен всеми этими свойствами сразу”.

Раджа хотел, чтобы его сыновья, которые не хотели учиться, все же стали бы мудрыми. И мудрец Вишну Шарма берется обучить царевичей.

Он учит их, пробуждая интерес и желание познать истину. Вишну рассказывает различные сказочные истории, в которых заложены нравственные поучения и типичные жизненные ситуации. Хотя в большинстве этих историй действуют животные, они, как в знакомой нам басне, ведут себя подобно людям, наделены человеческими достоинствами и пороками.

Вся книга разделена на части, а внутри части – на главы. Каждая часть посвящена какому-либо крупному событию или важным человеческим отношениям: “О верной дружбе”, “О ссоре друзей”, “О войне”, “О мире””! Главы же раскрывают конкретные ситуации и, кроме названия, имеют поучительные подзаголовки, например “Не старайся получить без труда то, что другой получил по заслугам” или “Низкий человек, достигнув высокого положения, всегда старается погубить того, кто его возвысил”. Серия поучительных сказок и притч дает советы на все случаи ЖИЗНИ.

В индийских сказках мы встречаем чаще всего героев животных, а истории, которые с ними происходят, столь же занимательны и поучительны (сб. “Индийские сказки”, “Скворец и горошина” и др.). Мудрый попугай, обретший свободу, хитрый шакал, спасший отшельника от тигра, по смыслу сходны со сказкой “О рыбаке”, который выпустил джинна из бутылки, а потом снова отправил его туда же. Сказка “О рыбаке” из “Тысячи и одной ночи” индийского происхождения. В народных сказках мы почти никогда не встретим положений индуистской религии о непротивлении. Герои, созданные народом, активны, они борются, противостоят судьбе, используют народную мудрость, когда нужно выйти из трудного положения. В “Хитопадеше” и в индийских сказках существует еще одна особенность – как хорошие, так и плохие поступки героев психологически мотивированы и заключают в себе извечные человеческие побуждения, страсти и свойства, например, зависть, жажду власти, стремление обогатиться и напротив, благородство, мудрость и т. д.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Индийский героический эпос