Осуждение войны в киноповести Александра Довженко “Украина в огне”

Давно уже зарубцевались раны войны. Но народная память о ней живет, не слабеет боль потерь. Вечны между столетий те, что погибли в боях, знаменитые в веках живые, бессмертии солдаты; все, кто смело шел в бой, отстаивая право на жизнь, свободу для будущих. Нам, потомкам победителей над фашистской нечистью; все интереснее открывать правду о тех пламенных годах, и, мы обращаемся к искусству и литературе. Одно из наилучших произведений о войне было написано во времена Великой Отечественной. Это киноповесть О. Довженко “Украина в огне”. Писатель

отметил: “Украина в огне” – через шевченковское понимание автора всенародной трагедией, за широтой охвата материала, глубиной и правдивостью изображения, за в самом деле – таки шекспировскими комедиями в нашей литературе тех времен не имеет себе равного”.

“Украина в огне” – киноповесть – трагедия. Автор создал сценарий о людях простых обычных, тех самых, что носят название у нас широких масс, которые понесли тягчайшие потери на войне, не имея ни чинов, ни орденов. Верный правде жизни и собственным гуманистическим идеалам Довженко чуть ли не единый во всей тогдашней литературе нарушил

проблему простого человека. Свои гуманистические идеи писатель реализовал прежде всего через трагическую судьбу девушки – пленницы, женщины в оккупации, делая ударение, что “в у войны не женское лицо”. Героические киноповести Олеся Запорожец и Христя Хуторна не становятся на путь активной борьбы, но в той страшной круговерти насилия и аморальности, которая выпала на их долю, сохраняют в душах еще не вытоптанные до конца естественные человеческие чувства. Жестокая сила обстоятельств оказалась более сильной чем их желания и возможности, истерзала души, то следует ли судить их еще и судом освободителей, разве не “большая мудрость в таких горьких делах – следовать за правдой, которая послала человеку счастье забвения лихого в добром времени?” Устами Лаврина Запорожца Довженко призвал если и судить людей, то “по закону народного бедствия”. А это кульминационный миг герой говорит; обращаясь к народным мстителям с терпкой горечью: “Разве то, что произошло со мной, с селом, не тяжелее смерти в сто крат?” Страшная правда этих слов затронула глубочайшие уголки сердец. Перед духовным зрением партизан “возникла вдруг вся в огне Украина, во множестве страданий и тяжелых противоречивых трагедийных стыков. Великая несчастливая земля!”

О. Довженко создал трагедийный портрет нашего бессмертного народа. Герои произведения – это живые люди, плоть от плоти народа, патриоты своей земли, которые понимают, что над их жизнью и судьбой будущих поколений нависшая смертельная угроза фашистской рабства. Много вреда нанесло долголетнее вытаптывание гуманистических моральных принципов, но не выбило их совсем из души народа, поэтому и употребляются мирно не только в углу над белой скатертью стола, а и в душе простого человека образы легендарных национальных героев – Мамая Георгия Победоносца, и современников – Ворошилова и Буденного. Такая сложность и неоднозначность человеческой личности. Это только обогащает человека.

“Прекрасный человек в бою за Родину”, рисуя черную трагическую реальность, Довженко возвеличивает верных сынов народа, которые в адском пожаре, когда Украина в огне, когда все сгорело в “пламени страшного немецкого суда”, не теряют уверенности в победе и непреодолимости нашего народа. Довженко – патриот делает ударение на идее: наши воины “герои великого грозного времени”; победа над немецкими захватчиками – “это будет большая гордая правда на множество столетий”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Осуждение войны в киноповести Александра Довженко “Украина в огне”