Особенности народного характера в прозе Платова
В центре произведений А. Платонова – уездная полудеревенская Россия, взвихренная революцией. Герой, существующий на “проселках революции”, – обыкновенный русский человек. Все герои А. Платонова – мастеровые, машинисты, крестьяне-во многом похожи друг на друга. Все они странники, скитальцы, правдоискатели. Например, Пухов, герой повести “Сокровенный человек”, человек с открытым сердцем, ездит со своим снегоочистителем по Воронежской земле для восстановления движения поездов. Он очень наблюдателен, во всем сомневается, пытаясь
“Сокровенность” для А. Платонова – значит оригинальность, цельность, самостоятельность. Эти качества героя могут и шокировать: он “не одарен чувствительностью: он на гробе жены колбасу резал, проголодавшись вследствие отсутствия хозяйки. “Естество свое берет!” – заключил Пухов по этому вопросу”. Герой отстаивает свое право на естественность, на то, чтобы быть таким, каков он есть на своем скромном месте в жизни.
И главные герои повестей “Усомнившийся Макар” и ” Котлован ” – Макар Ганушкин и Вощев – выделяются “среди прочих трудящихся
И в поздних рассказах А. Платонова (“Фро”, “Возвращение”) герои странствуют, но уже в поисках любви и самих себя. Эти странствия заставляют их совершать поступки, выходящие за пределы обыденного понятия нормы. В рассказе “Фро” муж главной героини, инженер, уезжает в командировку на Дальний Восток. Фро не может жить без него и посылает ему телеграмму о своей смертельной болезни, принуждая мужа вернуться. В “Возвращении” главного героя, фронтовика Иванова заставляют вернуться в семью его собственные дети, хотя он сам уже готов уйти навсегда. Платоновские герои обретают дом только в результате мучительного духовного поиска, и это обретение становится возвращением к самому себе, к своим истокам.
Своеобразие характера героев А. Платонова связано и с особым, затрудненным процессом высказывания. Мыслям героя очень трудно найти выражение в речи. Платоновские герои – люди “косноязычные и немощные”. В повести “Котлован”, когда один из рабочих хочет поинтересоваться у Вощева, что он делает в их бараке, то этот простой вопрос приобретает такую сложную форму: “Ты зачем здесь ходишь и существуешь?”
Всю жизнь А. Платонов пытался разорвать цепь бессмыслицы, бездушия, эгоизма, разобщения, сковывающую порывы человеческой души. Его герои пытались победить несовершенство мира, уверенные в том, что “лишь с подвига и выполнения своего долга перед народом начинается человек”. Для нас, современных читателей, А. Платонов продолжает гуманистические традиции русской классики.