Особенности французского Просвещения
Франция сыграла в общей социально – политической и культурной жизнь Западной Европы едва ли не главенствующую роль. Классовая борьба больше, чем в других странах. Франция разгромила во время великой революции феодализм и основала чистое господство буржуазии с такой классической ясностью, как ни одна другая европейская страна.
В пору раннего средневековья во Франции интенсивнее, чем в др странах, формируются и получают развитие все основные жанры и виды, типичные для лит-ры сред веков ( национ героич эпос, рыц роман, фаблио, животный
Революционное движение, несущее на своих знаменах идею прогресса, возглавили во Фр просветители. Век Просвещения. Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеций и др. Широкое умственно движение росло со временем. В совершении общественного переворота нуждаласьбуржуазия, она первая и воспользовалась плодами этого переворота.
Идея революции не пришла сразу. Она вызревала постепенно. В самом начале 18 века критика феодализма достаточно резко прозвучала в комедии Лесажа “Тюркаре” 1709. Через 9 лет трагедия Вольтера “Эдип”, в ней лозунг “Счастье короля – служить своему народу”. Далее, в течение почти 30 лет, знамя Просвещения несет Вольтер. В 1748 выходит главный труд Монтескье ” Дух законов”, в 1746 Дидро опубликовал первое сочинение. 1750 первое сочинение Руссо “Рассуждение о науках и искусствах”. В 1751 Дидро и д’Аламбер публикуют проспект “Энциклопедии” и приступают к ее изданию.
Талантливые пропагандисты нового мировоззрения, они выступили на штурм прежде всего идеолог основ феодализма. Просветители опирались на культурное наследие своих прямых предшественников – гуманистов эпохи Возрождения. Продолжали гуманизм.
В стане просветителей более умеренных полит взглядов придерживались Вольтер, Монтескье, Бюффон, д’Аламбер, Тюрго. Другие, связанные с наиболее демократ слоями населения(Руссо, Мабли, Морелли), шли дальше их: они поднимались уже до критики частной собственности. Руссо в трактате ” О происхождении и основах неравенства между людьми” вскрывает истинные причины гражд неравенства, указывая на част собств-ть как на основной источник всех общ бед.
Имелись разногласия и в вопросах философии. Материалистами были Дидро, Гольбах, Робине, доходившие до атеизма. Между тем Руссо склонялся к идеалистическому истолкованию мира. Просветители чрезмерно преувеличивали силу идей.
Просветители действовали как восторженные мечтатели. С детской восторженностью верили. Что придет просвещенный монарх, справедливый, сильный. Не все просветители однако были сторонниками просвещ монархии. Руссо за республику.
В полит программе просветителей ключевое слово – закон. Свобода, равенство, братство.
Никто из просветителей не решился посягнуть на принцип частной собственности. Но Руссо нашел в себе достаточно мужества, чтобы объявить о необходимости уничтожить част соб-ть. Его последователь аббат Мабли. По его мнению наилуч порядок – всеобщее имущ равенство. Но оно не достижимо. Просветители признавали, что всеми поступками человека движет личный интерес. Такова теория о “разумном эгоизме”. Гельвеций посвятил этому 2 книги: “Об уме” и “О человеке”.
Просветители ставили перед собой практич цели: воздействовать на умы и подвигнуть на свершение соц преобразований. Искусство представлялось им наиболее действенной формой в борьбе с феодализмом. Они ввели в лит-ру в качестве положит героя нового человека, не имеющего дворянских титулов и богатств. Сен-Пре, Кандид, Фигаро, например. Театр был трибуной просветителей. Вольтер писал для театра 60 лет. Дидро, Бомарше, Мерсье, произвели просвет реформу театра, приблизив его к современности, взяв предметом зображения реал конфликты соц мира и героя – человека ” третьего сословия”. Просветители в своей публиц Дея-ти избрали форму короткой, отточенной, остроумной полит или философ брошюры, которую можно было массовым дешевым изданием распространять среди широких читат кругов.
Просветители создали особый жанр худож публиц прозы – философский роман (Монтескье “Персидские письма”, Руссо “Эмиль”) и философскую повесть (Вольтер “Кандид”, Дидро ” Жак – фаталист”)
Просветители стремились реформировать дворянской искусство, приблизить его ко времени, демократ-ть его. Просветители за точность и ясность языка писателя. Великолепным мастером художественной прозы является Руссо. Вольтер и Дидро прибегали к тонкой иронии. Руссо – к высокой патетике.