Описание природы в произведениях Пушкина

Пушкин был наделен от природы исключительным художественным дарованием. Но для того, чтобы сделать то, что он сделал,- первым заложить на века основы русской литературы, как великого национального искусства слова, поднятого на уровень величайших мировых шедевров,- одного дарования было мало: необходим был гигантский, упорный, настойчивый, целеустремленный труд. Гениальный писатель-художник, он был и неутомимым тружеником. Без постоянного труда, говаривал он, не может быть создано ничего “истинно великого”. Увлекательная и поучительная

картина именно такого труда ярко предстает перед нами, если мы обратимся к истории создания завершающего всю его литературную работу, истинно великого произведения – романа ” Капитанская дочка “.

Как И ” Евгений Онегин “, “Капитанская дочка” – “многолетний труд” Пушкина-прозаика, работа над которым продолжалась около четырех лет и потребовала как многочисленных специально исторических изучений, так и длительного художественного вынашивания. Об этом свидетельствуют целых пять дошедших до нас планов романа, существенно отличающихся от окончательного текста и во многом отличающихся

друг от друга. Правда, это различие (как ни для какого другого произведения Пушкина) предварительных планов, и в особенности отличие от них окончательного текста, объясняется весьма трудными поисками наиболее цензурно приемлемого варианта для воплощения очень острой политически темы – о переходе дворянина на сторону народного восстания. Но наряду с этим планы отражают и специфически художественные искания Пушкина, вызванные его неизменным стремлением к предельному художественному лаконизму, к наивозможному сжатию фабулы, числа действующих лиц. Стремление к устранению всего лишнего, ненужных подробностей, необязательных деталей, наглядно обнаруживается и при изучении последующей работы Пушкина над текстом “Капитанской дочки”.

Например, описывается степной “умет” – постоялый двор, куда вожатый привез Гринева и Савельича во время бурана. Умет содержал “яицкий казак… мужик лет шестидесяти, еще свежий и бодрый”. В первоначальных вариантах читаем: “Хозяин встретил нас у ворот, держа фонарь под полою, и ввел меня в горницу, где горела лучина (в другом варианте: “хозяйка засветила лучину”) и где на столе стоял горшок со щами”; “ввел меня в горницу довольно чистую – лучина освещала ее. На столе стоял горшок щей. На стене висела винтовка и высокая казацкая шапка”. Из окончательного текста Пушкин устраняет и “хозяйку”, и “горшок щей”. Остается только один хозяин и предметы, имеющие прямое отношение к боевому казачьему быту: “Хозяин встретил нас у ворот, держа фонарь под полою, и ввел меня в горницу, тесную, но довольно чистую; лучина освещала ее. На стене висела винтовка и высокая казацкая шапка”.

Винтовка, висящая на стене хозяина умета, указана Пушкиным не зря: из последующих глав мы видим, как застреляли вскоре винтовки яицких казаков! Равным образом “высокая шапка” является в дальнейшем постоянной приметой самого Пугачева (в главе седьмой: “На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза”; в главе одиннадцатой: “Пугачев сидел… в красном кафтане, в высокой шапке…”).

Таким образом, винтовка на стене, и высокая шапка не просто живописные бытовые детали, они – своего рода интродукция к основному историческому содержанию романа – к “пугачевщине”. Наоборот, “горшок щей”, имеющийся в чернозом варианте, является как раз таким “ружьем”, которое “не стреляет”. Щей в дальнейшем ходе данного эпизода никто не ест, а как еще одна бытовая деталь это только рассеивало бы внимание, отвлекало от главного и потому единственно нужного – от винтовки и высокой шапки.

И во всей “Капитанской дочке” нет ни одного “нестреляющего ружья” – ни одного ненужного штриха, ни одной лишней детали. В романе довольно много персонажей, но среди них почти нет случайных, так сказать, “проходных” лиц (появился и исчез). Все они обычно связаны между собой в общий композиционный узел.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Описание природы в произведениях Пушкина