“Онегин” – в высшей степени оригинальное и национальное русское произведение
Роман ” Евгений Онегин ” стал “энциклопедией русской жизни”, потому что в нем всесторонне изображены самые главные и самые характерные тенденции жизни русского общества 20-х годов XIX века. Пушкин полно и глубоко вскрыл появление опасной и модной болезни разочарования, объяснил ее причины разобщенностью передового дворянского интеллигента и народа, наметил выход из кризисного состояния, из социального нездоровья общества в духе прогрессивного, соответствующего народным интересам, сближение России с Россией простонародной.
Годы
Весь день у него сменяющие друг друга развлечения. Онегин живет по часам, не придавая смысла тому, что делает. День у него начинается после полудня, он встает поздно – это одна черта аристократизма.
После обеда Онегин отправляется в театр, хотя он и потерял очарование, стал чем – то обыденным, надоевшим.
Еще амуры, черти, змеи
На сцене скачут и шумят,
А уж Онегин вышел вон,
Домой одеться едет он.
Бал начинался в 9 – 10 часов вечера, но в обычае светских молодых людей было принято приезжать заполночь. После ночного развлечения Онегин отправлялся снова спать.
Что же мой Онегин
Полусонный
В постелю с бала едет он.
Евгений был человеком образованным и воспитанным, учился и воспитывался дома.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал,
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно.
В Петербурге большое значение имела мода.
Вот мой Онегин
Острижен по последней моде.
В кабинете у героя: янтарь на трубках цареграда, фарфор и бронза на столе, духи в граненом хрустале
В этом обществе превыше всего честь и общественное мнение, которое создает особенный тип поведения.
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
В своем романе Пушкин изобразил дворянское общество 20-х годов 19 века, причем детально показана как жизнь провинциального, так и жизнь городского общества. Основная черта провинциального дворянства – патриархальность, верность старине.
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины.
Среди провинциальных развлечений особое место занимает бал, причем новые традиции еще не проникли в глубинку, и по этому в танцах господствует старая традиция:
Но в городах, по
Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Препрыжки, каблуки, усы.
В провинции женщины читают в основном сентиментальные романы.
Жена ж – его была сама
От Ричардсона без ума.
Круг чтения Татьяны типичен для деревенской барышни: романы Ричардсона, Жан – Жака Руссо, сонник Мартына Задеки. Мартын Задека стал потом любимцем Тани. Деревенские жители много едят. Пушкин с удовольствием описывает деревенские разносолы.
Обряд известный угощенья
Несут на блюдечках варенье.
Еда составляет чуть – ли не самою существенную часть деревенской жизни. Сельские жители в деревни – одна большая семья. Они любят посудачить друг с другом. Взаимоотношения с крестьянами не является самостоятельной темой в романе, о них лишь упоминается в связи с характеристикой основных действующих лиц.
Ярим он барщины старинной
Оброком легким заменил
И рай судьбу благословил.
Представитель поместного дворянства – это семья Лариных. Пушкин подробно описывает их быт. В романе изображены гости Лариных, которые приехали на именины Татьяны.
Со своей супругой дородной
Приехал толстый Пустяков,
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков,
Скотинины, чета седая,
Уездный франтик Петушков,
Мой брат двоюродный Буянов
И отставной советник Финнов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и плут.
У всех гостей говорящие фамилии. Они все жестокие крепостники. Когда Онегин заменил барщину оброком, они назвали его опаснейшим чудаком и дружбу с ним прекратили. Но среди поместного дворянства встречались лучшие представители – это Ленский и Онегин. Ленский был близким другом Евгения. Он увлекался модными в то время философскими учениями и оторванной от жизни мечтательной романтической поэзией. В Ленском много прекрасных задатков, но ему не достает знания и понимания действительности. “Сердцем милый невежда,”- он воспринимал людей. Как романтик мечтатель. Как и Онегину ему чуждо общество провинциального дворянства с его узкими интересами, но он идеализирует Ольгу Ларину – обыкновенную девушку, которая легкомысленно относится к любви, ее образ – это пародия на сентиментальный портрет.
Центральный женский образ в романе Татьяна Ларина. Пушкин называет свою героиню “русскою душою”, “милый идеал”. В характере Татьяны есть черты, которые роднят ее и с Онегиным и с Ленским. Татьяна поражает своеобразием, самобытностью. Онегин – “нелюдим”, живет “анахоретом” и Таня “в семье своей родной казалось девочкой чужой”, одинокой она чувствует себя и в деревне, и в высшем свете. Она проста и искренна. Татьяну воспитывала крепостная няня Филипповна – народный женский образ. Она рассказывает в романе о судьбе женщины-крестьянки.
Мой Ваня моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне и наконец
Благословил меня отец.
Мать Ольги и Татьяны, в молодости была московской барышней, увлекалась романами. Потом вышла замуж за деревенского помещика, сначала плакала, а потом привыкла, стала полновластной хозяйкой.
Она езжала по работам
Солила на зиму грибы.
Жизнь в провинции течет размеренно, однообразно; но в то же время она лишена определенного практического смысла, а в изображении жизни московского общества, “не видно перемен”, “все на старый образец”. В гостиных можно услышать бессвязный вздор. В дворянском собрании собираются, чтобы показать новый жилет, похвалиться. Московская жизнь скучна и пуста.
Все в них так бледно, равнодушно:
Они клевещут, даже скучно…
Вообще же Москва представляет собой как бы промежуточное звено между провинцией и Петербургом. Роман Пушкина положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературы.