О Сурикове из кн. “Твоя палитра” (Каменева)
Художнику, задумавшему историческую картину, нужно хорошо знать эпоху, в которую происходило событие. Когда Суриков приступил к работе над “Боярыней Морозовой”, он прочитал много книг на эту тему, изучал памятники старины в музеях, ходил по Москве и жадно всматривался в Кремль, в храм Василия Блаженного. Он говорил: “Я на памятники, как на живых людей, смотрел, – расспрашивал их: “Вы видели, вы слышали, вы свидетели”.
В создании картины очень много помогли художнику воспоминания детства. Суриков родился в Сибири, в городе Красноярске.
В то время в Сибири еще сохранились черты русского быта XVI и XVII веков: старинные обычаи, песни, одежда. И эти черты художник воплотил в своей картине.
А сколько Суриков работал над образом каждого героя своей картины!
Художник посещал молитвенные дома старообрядцев в селе Преображенском под Москвой. “Там в Преображенском все меня знали. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы.
Дольше всего искал Суриков образ самой боярыни.
Однажды у старообрядцев он увидел женщину, приехавшую с Урала. Ее лицо поразило его – это было то, что он искал. Суриков написал этюд с нее за два часа. Этюд – это небольшая по размеру картина, написанная красками. В нем художник работает над какой-нибудь отдельной частью своей будущей картины. По первому этюду художник создал потом другой, окончательный вариант, который хранится в Третьяковской галерее. Он называется “Голова боярыни Морозовой” . Суровое лицо боярыни будто освещено внутренним огнем.
Без конца писал Суриков этюды зимы… “Все с натуры писал: и сани, и дровни. Мы на Долгоруковской жили… Там в переулке всегда были глубокие сугробы, и ухабы, и розвальней много… Как снег глубокий выпадет, попросишь во дворе на розвальнях проехать, чтобы снег развалило, а потом начнешь колею писать”.
Так работал Василий Иванович Суриков. Он шутил над собой, говоря: “Если бы я ад писал, то и сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял “.
Кроме того, большое значение в работе художника имеют накопленный опыт, различные воспоминания, или, как часто говорят, ассоциации. И чем больше впечатлений и наблюдений откладывается в душе и памяти художника, тем ярче и глубже его искусство. Когда художник работает над картиной, то эти ассоциации вдруг возникают, иногда совсем неожиданно для него.
Суриков в “Боярыне Морозовой” долго искал сочетания черного цвета платья Морозовой и белого снега. В поисках этого цветового решения он вспомнил, как сильно поразил его когда-то контраст – черная ворона на ослепительно белом снегу.
Перспектива и композиция позволили художнику “построить” и уместить на полотне все, что он хотел изобразить, а светотень и колорит помогли передать бесконечно разнообразный и живой мир.