Новые технологии обучения на уроках литературы
Методика преподавания литературы в школе сделала шаг вперед в осмыслении целей и задач преподавания литературы. Этот переход характеризуется прежде всего переориентацией учителя от выполнения задачи накопления знаний и литературных фактов к личностно-ориентированному обучению. В современной школе главным является “переживание” знаний, “вчувствование” в текст, сотворческая деятельность учителя, ученика и автора.
Начиная с середины 60-х годов, в методике решались задачи развития навыков самостоятельной работы, активизации
Традиционный технологии: – современное прочтение классики; –
Инновационные технологии: – технология модульно-развивающего обучения (состоит в планировании материала учебного года: весь мат-л года уч-ль разбивает на блоки ок.10-12 бл., т. е. темы программы объединяются и находится в них что-то общее, напр., “Любовь тв тв-ве Ахматовой, Маяковского, Есенина “. Уч-ль пишет сценарий занятия, состоящий из 3х минимодулей: 1) 30 мин.-установочно-мотивационный (уч-ль ставит перед уч-ся цель, актуализирует знания, создает атмосферу в классе, проверяет д/з); 2) 30 мин. – содержательно – поисковый (уч-ль готовит содержание новой темы т. обр., чтобы уч-ся самостоятельно добывали знания); 3) 20 мин. – оценочно-рефлексивный (уч-ль подводит итоги, закрепляет материал, дает тинструктаж к д/з, выставляет оценки и проверяет реакцию уч-ся на работу в классе). – технология исп-я взаимодействия искусств (живописи, музыки, архитектуры, нар. тв-ва) на уроках лит-ры (напр., для анализа худ-го текста, лирического произведения и т. д.).
Технологическими требованиями к современному уроку являются: отчетливая целенаправленность урока; достаточное организационное и материальное обеспечение; оптимальный психологический режим; экономия времени на уроке; непрерывный контроль и самоконтроль; закрепление знаний. Специфика процесса обучения на уроках литературы диктует свои требования к его построению с использованием новых технологий.
Какие бы технологии ни использовал учитель-словесник, главным на уроке является развитие художественно-творческих способностей учащихся (литературных, изобразительных, музыкальных, актерских и др.). Чаще всего она включает в себя композиционные элементы, присущие и художественному произведению: экспозицию, завязку, кульминацию, развитие действия, развязку и эпилог.
Совокупность идей концепции обучения:
1. Обучение и воспитание направлено на формирование личности.
2. Единство организационной учебно-познавательной, поисковой, творческой деятельности, как условия формирования личности.
3. Обучение развивает и воспитывает личность