Новые технологии обучения на уроках литературы

Методика преподавания литературы в школе сделала шаг вперед в осмыслении целей и задач преподавания литературы. Этот переход характеризуется прежде всего переориентацией учителя от выполнения задачи накопления знаний и литературных фактов к личностно-ориентированному обучению. В современной школе главным является “переживание” знаний, “вчувствование” в текст, сотворческая деятельность учителя, ученика и автора.

Начиная с середины 60-х годов, в методике решались задачи развития навыков самостоятельной работы, активизации

мыслительной деятельности учащихся, проблемное обучение, использования наглядности и технический средств обучения. Весь этот технологический багаж успешно используется в современной школе. Однако в последние годы широко внедряются и новые технологии обучения, такие как: ит; технология модульно-развивающего обучения; технология интерактивного обучения; технология индивидуализации и дифференциации в обучении и др. в центре современного урока литературы находится диалог, который обеспечивает активное участие ученика в процессе обучения.

Традиционный технологии: – современное прочтение классики; –

технология проблемного обучения; – технологии использования опорных конспектов и схем; – технология игрового обучения (викторины, конкурсы, КВН, концерт, спектакль + добавляем; “мозговой штурм;-когда учащиеся разбиваются на подгруппы, каждая подгруппа получает задание, время на его выполнение, потом докладывает вслух о выполнении задания, учитель подводит итоги; “деловая игра;-связана с перенесением ответственности от учителя на ученика за изучение темы; когда ученики объясняют друг другу материал, самостоятельно анализируют текст, формируют вопросы для своей группы и для класса вцелом; “ролевая игра”;когда учитель или сами ученики распределяют роли на уроке. Возможны роли историка, критика, писателя, героя, автора, зрителя, читателя и т. д..

Инновационные технологии: – технология модульно-развивающего обучения (состоит в планировании материала учебного года: весь мат-л года уч-ль разбивает на блоки ок.10-12 бл., т. е. темы программы объединяются и находится в них что-то общее, напр., “Любовь тв тв-ве Ахматовой, Маяковского, Есенина “. Уч-ль пишет сценарий занятия, состоящий из 3х минимодулей: 1) 30 мин.-установочно-мотивационный (уч-ль ставит перед уч-ся цель, актуализирует знания, создает атмосферу в классе, проверяет д/з); 2) 30 мин. – содержательно – поисковый (уч-ль готовит содержание новой темы т. обр., чтобы уч-ся самостоятельно добывали знания); 3) 20 мин. – оценочно-рефлексивный (уч-ль подводит итоги, закрепляет материал, дает тинструктаж к д/з, выставляет оценки и проверяет реакцию уч-ся на работу в классе). – технология исп-я взаимодействия искусств (живописи, музыки, архитектуры, нар. тв-ва) на уроках лит-ры (напр., для анализа худ-го текста, лирического произведения и т. д.).

Технологическими требованиями к современному уроку являются: отчетливая целенаправленность урока; достаточное организационное и материальное обеспечение; оптимальный психологический режим; экономия времени на уроке; непрерывный контроль и самоконтроль; закрепление знаний. Специфика процесса обучения на уроках литературы диктует свои требования к его построению с использованием новых технологий.

Какие бы технологии ни использовал учитель-словесник, главным на уроке является развитие художественно-творческих способностей учащихся (литературных, изобразительных, музыкальных, актерских и др.). Чаще всего она включает в себя композиционные элементы, присущие и художественному произведению: экспозицию, завязку, кульминацию, развитие действия, развязку и эпилог.

Совокупность идей концепции обучения:

1. Обучение и воспитание направлено на формирование личности.

2. Единство организационной учебно-познавательной, поисковой, творческой деятельности, как условия формирования личности.

3. Обучение развивает и воспитывает личность


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Новые технологии обучения на уроках литературы