Национальный дух и язык народа в народной сказке
Народное творчество, и особенно сказка,- это самые древние произведения, которые мы вправе называть детской литературой. В сложной истории чешского народа сказка сыграла особую роль: она в течение многих веков сохраняла национальный дух и язык народа, находившиеся под угрозой исчезновения.
Еще в XIV-XV веках немецкие колонисты проникали в чешские земли и оседали там. После разгрома гуситского движения в XVI веке Чехия почти полностью теряет свою национальную самостоятельность. Государственным языком становится немецкий; в 1625 году чешское
Кризисный период в чешской национальной культуре наступил в конце XVIII века, и в этот же период наступает чешское Возрождение. Передовая чешская интеллигенция героически отстаивает
Огромную роль в этом процессе сыграла сказка. В начале XIX века она являлась выражением прогрессивных идей чешского народа, выражением его надежд, его моральных и эстетических взглядов, противостояла мещанской и нравоучительной литературе, при помощи которой правящие классы стремились воспитать ногое онемеченное и омещаненное поколение, лишенное высоких. идеалов, поколение, которое стало бы верным слугой Австрийскому дому в Чехии. Произведения чешского народного творчества воспитывали детей в духе любви к своей родине, прививали вкус к национальной литературе и родному языку, вызывали любовь к народу – единственному носителю чешской национальной культуры. Поэтому все передовые писатели Чехии обращались к фольклору, к народным сюжетам, к народному языку. Так в чешской литературе XIX века определились чисто народные жанры – песня, баллада, сказка.
Чешские народные сказки собраны в большие своды. Существуют многотомные записи, принадлежащие В. Тилле, И. Горе и другим собирателям и исследователям чешского фольклора. Отличительной чертой чешских сказок является юмор, прославление остроумного, находчивого крестьянина, мастерового, батрака. В таких сказках, как “Гонза и хозяин”, “Вареные яйца”, “Ученый лекарь”, и других иногда и драматические конфликты разрешаются юмористически. Трезвый ум крестьянина, критическое отношение к жадности богатого позволяют рассказчику найти всегда остроумный выход из положения. Высмеиваются чванство и глупость немецких поработителей и показывается умственное превосходство традиционного сказочного героя – глупого Кубы или Гонзы.
Эти мотивы народных сказок использовал и обработал чешский поэт XIX века Карел Эрбен. Особенности социального и экономического положения Чехии Кашли свое выражение в сказках героического цикла. В небольшой гористой стране, где было очень мало пахотной земли, крестьянину издавна не хватало хлеба. Поэтому в сказках часто прославляется такой подвиг героя, который помогает Накормить многих людей. Например, сказка “Валибук и краса-ипца цыганка” приводит к мысли, что победа над страшным чудовищем – змеем отнюдь не самый великий подвиг. Лишь когда герой помогает очистить поля от камней, распахать их, засеять и собрать урожай, он вознаграждается. Янко-крепыш (в одноименной сказке) прославляется потому, что он добыл хлеб для всей деревни и до нового урожая никто не будет голодать.
На русский язык для детей переведено немного сказок. В сборник “Чешские народные сказки” вошли не только сказки, сохранившиеся в фольклорных редакциях, но и литературные сказки и обработки народных мотивов классиками чешской литературы К. Эрбеном и Б. Немцовой. Имена этих двух писателей, не предназначавших свои произведения детям, давно стали известны каждому ребенку в Чехословакии. Значительная часть сказок и баллад входит в школьные хрестоматии, издается детскими издательствами, и, подобно тому как в России сказки Пушкина, сказки и повести Б. Немцовой, баллады и сказки К. Эрбена стали достоянием детской литературы.