Герои “Старинных чешских сказаний” Ирасека

Начало творчества Ирасека приходится на 60-70-е годы XIX века. Автор исторических романов, посвященных героическому прошлому чешского и словацкого народов, Ирасек увидел в народе главного деятеля истории. Он обращается к эпохе гуситских войн, к чешскому национальному Возрождению, г. е. к тем периодам, которые требовали величайшего напряжения всех нравственных сил народа и дали миру таких героев, как Ян Гус, Ян Жижка, полулегендарный народный мститель Яггошик.

Алоиз Ирасек – один из самых популярных писателей Чехословакии. Его многотомные

романы-эпопеи “Ф. Л. Век” (1888-1906), “У нас” (1896-1903) и другие сильны своими правдивыми, реалистическими картинами. В круг детского чтения из Ирасека вошли “Старинные чешские сказания” (1894). В этом произведении собраны исторические легенды, сказки, древнейшие пророчества, в которых Ирасек мастерски владеет интонацией рассказчика. Исторически подлинные события переплетаются с бытующими в народе легендами, иногда в судьбы героев вмешиваются “волшебные силы”, и это роднит предание со сказкой. “Старинные чешские сказания” сгруппированы автором по хронологическому, признаку. Первая часть –
“Сказания времен языческих” – отражает события до IX века нашей эры. Вторая часть – “Сказания времен христианских” – от IX века до конца средневековья. Хронологически к этому периоду примыкают “Сказания о старой Праге” и “Из средневековых сказаний”. И третья часть – “Из старинных пророчеств” воссоздает народные легенды самых разных эпох: от библейского пророчества царицы Савской и до XV века.

В Российские издания для детей входят не все сказания, и печатаются они с сокращениями. Из каждого цикла отобрано несколько легенд, родственных волшебной или героической сказке (например, “О Яношике”, “Бланицкке рыцари”), предания, знакомые школьникам по истории (например, “Ян Жижка”), легенды, воспроизводящие характерные черты средневековой эпохи (“Староградский орлой” и др.). В “Старинных чешских сказаниях” нашла свое отражение огромная любовь Ирасека к народу, вера в его силы. Писатель утверждает, что носителем подлинного гуманизма является народ. Зависть, скупость – черты, присущие вельможам, которые ради своекорыстных интересов уничтожают и гения и культуру. Вера в народ, вера в его нравственную силу интересно раскрывается в одном из популярных сказаний “О Яношике”- герое словацкого фольклора.

Яношик – историческое лицо. Известны годы его рождения (1688) и смерти (был казнен в 1713 г.). Яношик – народный мститель, вождь горстки восставших крестьян. В сказании переплетается вымысел с реальными фактами, сохранившимися в древних хрониках и устных преданиях. Ирасек рисует дикий произвол помещиков, невыносимые страдания крестьян. Исторический фон и географические границы действия – все это реальность. Но народ наделил Яношика чудесными свойствами. Волшебные пояс и валашка давали ему силу ста человек. Он был непобедим. Защитник бедных и враг богатых, поборник справедливости пользовался поддержкой всего народа. Погиб Яношик только из-за предательства двух негодяев, продавших свою честь за золото. И хотя конец сказки совсем не благополучный, а трагический, уверенность в бессмертии героя пронизывает всю сказку.

Острый конфликт, заложенный в каждом сказании, создает напряженность действия. Традиции устной народной речи, живые диалоги, бытовые детали в сочетании со сказочным вымыслом определяют тот неповторимый колорит, который свойствен народной легенде. В каждом сказании – голос эпохи. Пророчеству присущ торжественный строй речи, бесхитростная повествовательная интонация рассказчика слышна в сказочных сюжетах (“О Яношике”). Многие сказания напоминают романтическую средневековую новеллу (“Староградский орлой”).

Герои “Старинных чешских сказаний” до сих пор живут в произведениях устного народного творчества и встречаются в современной литературной сказке. Легенда о Яношике звучит, например, в сказке современной словацкой писательницы Мар-ковичовой-Затурецкой “Клады Ивановой ночи” (сб. “Волшебная игла”). Образ Яношика и в первой половине XX века был символом освободителя, который еще придет и поможет народу сбросить иго помещиков. Для детей младшего возраста издаются две легенды, которые ближе всего к народной сказке: “О Яношике” и “Кутногорские рудокопы”.

Детская литература Чехии последней четверти XIX века была тесно связана со школьным обучением. Книги довольно низкого художественного уровня, направленные на нравственное воспитание ребенка, были широко распространены и рекомендовались для внеклассного чтения. Это всевозможные повести и рассказы из современной жизни школьника, содержащие моральные поучения с примерами, или книги религиозного содержания. Авторы этих произведений – по большей части учителя, стремившиеся в дидактической форме привить ребенку практические навыки и преподать правила поведения. Жизненная правда и художественная убедительность были глубоко чужды такого рода литературе. Естественно, что ни одна из этих книг не выдержала испытания временем, и в детское чтение позднейших поколений вошли совсем другие произведения. Это книги, написанные для взрослых крупными мастерами слова (например, “Старинные чешские сказания” Ирасека, стихи Сладека, сказки В. Тилле).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Герои “Старинных чешских сказаний” Ирасека