Классик чешской литературы Божен Немцов


Немцова В своем творчестве очень ярко выразила социальные взгляды “низов”. Ее мировоззрение и характер творчества прекрасно проанализированы в статье Ю. Фучика “Борющаяся Божена Немцова”. Немцова начинает свой творческий путь с преодоления романтических идеалов. Первые сказки она издает в 1845 году, накануне революции 1848 года. В отличие от Эрбена она не стремится к точной записи народных сюжетов, а подчиняет фольклорные мотивы своим творческим замыслам. Большинство ее сказок – литературные.

Демократические симпатии писательницы раскрываются в сказках, прославляющих творческий труд, эмансипацию женщины, нравственный облик бедного человека. Во всех сказках – бытовых или волшебных, лирических или сатирических – писательница утверждает, что труд является источником добрых начал, благородства и гуманизма. В лучших ее сказках (” Двенадцать месяцев”, “Счастье Яромила”, “Мудрый ювелир”) герои завоевывают счастье своим трудолюбием. Двенадцать месяцев хорошо знали падчерицу потому, что постоянно видели ее за работой: то собирающей в лесу хворост, то работающей в поле или саду, то несущей с реки воду. Растить прекрасные сады – высшее счастье для Яромила, а Радош (“Мудрый ювелир”), даже став королем, делает своими руками украшения жене и считает необходимым учить своих детей какому-нибудь ремеслу.

Характерно

для Немцовой, что даже в сказках ощущается ее стремление к реализму. Романтически приподнятый взгляд на мир чужд писательнице. Почти во всех сказках Немцова нарисовала прекрасные и сильные женские образы. Большая любовь, незаурядный ум, смелость, умение переносить трудности – такими качествами она наделила своих героинь (“Соль дороже золота”, “Хитрая крестьянка” и др.). В шутливых бытовых сказках Немцова раскрывает прекрасные черты простого человека-патриота, любящего свою страну, свой родной язык, храброго и бескорыстного (“Пастух и рыцарь”, “Как Гонза учился латыни” и др.). У Б. Немцовой есть сказки, специально написанные для маленьких детей. Почти все они имеют сходные мотивы в русском фольклоре.

В сказках Немцовой, адресованных детям, мы найдем типичные формы детского фольклора: кумулятивную сказку, построенную на повторе в связи с нарастанием действия (“Петушок и курочка”), докучливую сказку (“Сказка без конца”, по типу русской “Про белого бычка”), шутливую и нравоучительную сказку (“О непослушных козлятках”), сказку, воспроизводящую трудовые процессы (“О пряничной избушке”, где крестьянка, спасая детей, притворяется глухой и на каждый вопрос вместо ответа говорит, что она делает со льном: собирает, мочит, треплет, прядет и т. д.).

Немцова Почти не переделывает сюжеты народных детских сказок, а отбирает такие варианты, в которых нет мистики и страшных фантастических существ. Правда, и здесь она творчески подходит к материалу: вводит ряд юмористических сцен, бытовых реалистических деталей. Народность языка, игра словом, незамысловатое поучение, живость диалогов и мягкий юмор в сказках Немцовой давно завоевали расположение маленького читателя. На русский язык переведен сборник сказок “Пастух и рыцарь”, несколько сказок включены в сборник “Чешские народные сказки”. Сюжет словацкой народной сказки “Двенадцать месяцев”, обработанной Немцовой, привлек внимание С. Я. Маршака. Поэт пересказал эту сказку и на ее основе написал пьесу.

В конце XIX века в Чехии наблюдается спад национально-освободительного движения. Чешская буржуазия, стремясь укрепить свое экономическое положение, отказалась от политической борьбы с австрийским правительством. Однако прогрессивную интеллигенцию продолжают волновать социальные и национальные проблемы. Усиление борьбы рабочего класса за свои права, создание в 1878 году социал-демократической рабочей партии помогают передовым писателям увидеть новые силы, на которые можно опереться. Народ, как единственный носитель идей освобождения, становится героем произведений многих чешских писателей конца XIX – начала XX века. Впрочем, некоторые писатели (Ян Неруда) сумели увидеть острейшие социальные противоречия не только с позиций национального освобождения, большинство же тесно связывало общественное неравенство прежде всего с национальным вопросом. Но как те, так и другие видят в народе единственную силу, способную бороться до конца.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...



Мина мазайло вчора і сьогодні.
Классик чешской литературы Божен Немцов