Литературная жизнь в эпоху Августа
Эпоха Августа – период расцвета римской культуры. В его время были созданы такие произведения литературы и искусства, которые приобрели всемирно-историческое значение и в течение многих столетий оставались образцами. Эти произведения – результат многовекового развития римской культуры, но в то же самое время они выражают те идейные течения, какие характерны для эпохи Августа.
Ко времени правления Августа относится расцвет римской поэзии. Гражданские войны не пресекли той линии развития, начало которой относится к середине I в.
Несомненное значение имел мир, установленный Августом, который особенно благоприятен был для привилегированных слоев италийского общества. Недаром все поэты – италики по своему происхождению. Италия дала Риму таланты, сделавшие бессмертной римскую поэзию.
Для художественной прозы этого времени характерен исторический жанр. Выдающимся произведением эпохи является “История” Тита Ливия. Другие исторические произведения эпохи Августа до нас не дошли. Многие из них, судя по тем скудным сведениям, какие имеются в нашем распоряжении,
Век Цицерона – расцвет римского красноречия. Риторика сохраняет свое значение в эпоху Августа; ее преподают в школах, она оказывает влияние на самые разнообразные литературные жанры. Но ораторское искусство начинает клониться к упадку, общественные условия не способствовали его процветанию. Тацит так объяснял это явление: “Продолжительное спокойствие, непрерывное бездействие народа, постоянная тишина в сенате и всего более строгие порядки принцепса умиротворили и самое красноречие, как и все остальное”.
Вместе с тем эпоха Августа-время творчества лучших римских поэтов. Старшие из них-Вергилий и Гораций – начали свою поэтическую деятельность еще во времена гражданских войн.
Публий Вергилий Марон (70-19 гг. до к, в.) родился в северной Италии, недалеко от города Мантуи, в семье богатого землевладельца, он получил хорошее образование, изучал литературу, риторику, был знаком с эпикурейской философией. Бурные события эпохи гражданских войн отразились и на судьбе Вергилия. Небольшое имение его должно было перейти к ветеранам. Его спасло, однако, заступничество друзей перед Октавианом. На этот раз Вергилий сохранил свою землю, но ему все-таки пришлось потерять ее при следующем разделе. Однако с помощью Мецената (в круг которого вошел Вергилий) он стал собственником другого небольшого имения.
Вергилий приобрел известность своими “Буколиками”. Они состоят из десяти стихотворений, эклог, написанных под влиянием идиллий греческого поэта III в. до н. э. Феокрита. В ряде эклог Вергилий изображает пастухов, состязающихся на лоне природы в поэтическом творчестве. Они воспевают окружающую природу, свои стада. В некоторых эклогах есть любовные мотивы; уделено значительное место и различным мифологическим образам. Как и у Феокрита, действие в некоторых эклогах происходит в Сицилии, в других же оно развертывается в родной поэту северной Италии. В этих произведениях, посвященных природе, мирным стадам и деревенской жизни, отразились и современные автору политические мотивы. В девятой эклоге говорится о безбожных воинах, которые захватывают землю. В первой эклоге (написанной, вероятно, позднее других) один из пастухов вынужден оставить родную пашню, другой же обещает возносить молитвы в честь нового божества, которое находится в Риме и под которым Вергилий разумел, несомненно, Октавиана.
Несколько особняком стоит эклога четвертая, написанная в 40г., после Брундизийского мира. В ней автор предсказывает рождение божественного младенца, который принесет на землю мир и счастье людям. Эта эклога не похожа на другие; она носит характер торжественного пророчества. Уже в древности спорили о том, кого имел Вергилий и виду под предвечным младенцем, рождение которого предсказывал. Комментаторы видели в нем сына Азинния Поллиона, консула 40 г., известного общественного деятеля и писателя, которому посвящена эклога. Но, по всей вероятности, это произведение создалось под влиянием восточных пророчеств, которые под названием Сивиллиных книг получили в то время широкое распространение.
Около 29 г. до н. э. появляется новое произведение Вергилия-“Георгики”. Это-дидактическое произведение, дающее наставление сельскому хозяину. Произведение написано по инициативе Мецената; в нем поощрялся почетный труд земледельца, и воспевалась Италия. Достоинство “Георгик” заключается в том, что это не сухой трактат о сельском хозяйстве, написанный стихами. Различные отступления, жанровые сцены, описания природы, звучные стихи, умелое пользование образными средствами речи-все это позволяет отнести “Георгики” к высокохудожественным сочинениям. Вергилий поэтизирует Италию, сатурнову землю, самую плодородную и самую лучшую в мире. Славным прошлым Рима должна гордиться вся Италия. Немало строк посвящено прославлению Октавиана. Главное поэтическое произведение Вергилия по имени легендарного предка рода Юлиев Энея носит название “Энеида”. Оно создано по образцу величайших греческих поэм – “Илиады” и “Одиссеи”.
Замысел и основная идея “Энеиды” вполне соответствуют политическим тенденциям Августа. Вергилий воспел легендарного его предка, добивающегося успеха не только благодаря своей храбрости, но и вследствие своего благочестия, которое проявляется как в отношении божеств, так и своих близких. В образе благочестивого Энея дан идеальный римлянин, поведение которого должно служить примером для потомков. Поэма носит религиозно – дидактический характер. Она должна восстановить старое римское благочестие, уважение к богам, страх перед ними, веру в знамения и побудить к выполнению заветов благочестия и религиозных обрядов.
В истории римской литературы творчество Вергилия является одним из важнейших этапов. Вергилий был знаком с александрийской школой; александризм оказал влияние на его творчество, но, тем не менее, Вергилий создал чисто римские поэтические произведения.
К кружку мецената принадлежал и другой выдающийся поэт времени Августа Крит Гораций Флакк (65- 8 г. г. до н. э.). Одними из ранних произведений Горация были сатиры. Гораций следует примеру Луцилия, но больше, чем тот обращает внимания на изящество формы. Гораций порицает пороки и недостатки окружающих его людей: скупость, чванство, чрезмерную роскошь, погоню за наследством. Он осуждает бездарных поэтов, разбогатевших выскочек. В стихах его нет горечи и негодования. Сатиры писались в тяжелые времена господства вторых триумвиров; этим объясняется, может быть, то, что автор не называет ни имен, ни общественных групп.
Свои политические настроения Гораций выразил в “эподах”, которые, также как и сатиры, написаны в ранний период его творчества.
Лучшими произведениями Горация, бесспорно, являются его оды. И в них нашла отражение политическая жизнь того времени. Однако главное в одах Горация – не политические темы. Подобно Катуллу Гораций – лирический поэт. Он проповедует умеренность, но вместе с тем разумное пользование наслаждением. Carpe diem – “Пользуйся днем” – вот его лозунг.
В знаменитом своем произведении, известном под названием “Памятник”, вызвавшем впоследствии немало подражаний, Гораций говорит, что его имя будет почитаться до тех пор, пока существует Рим, так как он “перелил эолийский напев в италийскую песнь”.