Краткое изложение романа Германа Канта “Выходные данные”
Роман Германа Канта (род. в 1926 г.) “Выходные данные” (1972) начат упрямо взволнованным возгласом героя, главного редактора общественно-политического журнала: “Да не хочу я быть министром!” Давид Грот, интеллигент, вышедший из рабочей семьи и воспитанный партией, не помышляет о дальнейшем продвижении по службе. Он любит свою работу, свой журнал, все его планы связаны с тем, как сделать журнал еще содержательней, еще интереснее.
Но партия выдвигает его кандидатуру на пост министра, и он, оказавшись перед необходимостью решения, мысленно
Роман Канта многопроблемен, жанрово многозначен. В драматических, а порой и комических эпизодах, всплывающих в воспоминаниях Давида, просматривается процесс формирования его характера. Так вырисовывается линия воспитательного романа, восходящая к давней немецкой литературной традиции. Роман может быть воспринят
Герой “Выходных данных” Канта Давид Грот вдруг узнает, что его коллега по редакции Габельбах, к которому он привык относиться с уважением и доверием, в мае 1933 г., будучи студентом, принял участие в варварской процедуре сжигания на костре неугодных фашистам книг. Первое побуждение Давида – разоблачить Габельбаха. На партбюро ему, однако, разъясняют, что в жизни Габельбаха этот постыдный эпизод – которого он, кстати, не скрывал – давно уже стал только прошлым. Заодно Давиду напоминают о его анархических действиях, о том, как он не однажды высказывал “средневековую склонность вершить судьбы человечества в одиночку”, ему советуют поразмыслить о сложности времени, когда “все вперемешку”, и о том, как важно при любых обстоятельствах ясно видеть особенности данного исторического момента.
В какой-то мере, может быть, скрывает он за размышлениями такого рода свой страх перед новой ответственностью. Но он думает также о том, что было пройдено страной, народом, им самим, прежде чем в его жизни гармония стала возможной. И вопрос о карьере Давида Грота из традиционной для литературы проблемы внешнего самоутверждения ценой отказа от внутренней сущности преобразуется в принципиально новую проблему взаимосвязи между развитием личности и ее ответственностью перед обществом.