Краткое изложение Джузеппе Верди. Риголетто
РИГОЛЕТТО
Опера в трех актах (четырех картинах)1
Либретто Ф. Пиаве
Действующие лица:
Герцог Мантуанский Риголетто, придворный шут Джильда, его дочь Спарафучиле, бандит Маддалена, его сестра Джованна, служанка Джильды Граф Монтероне | Тенор Баритон Сопрано Бас Меццо сопрано Меццо сопрано Бас Баритон Тенор Бас Меццо сопрано Сопрано Баритон | |
Марулло Борса | } | Придворные |
Граф Графиня Чепрано Паж Офицер |
Придворные, пажи, слуги.
Действие происходит в Мантуе (Италия) в XVI веке.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
В основу сюжета оперы положена драма В. Гюго “Король забавляется”, написанная в 1832 году. После первого представления в Париже, вызвавшего политическую манифестацию, она была запрещена как подрывающая авторитет королевской власти. Гюго подал в суд, обвинив правительство в произволе и восстановлении цензуры, уничтоженной революцией 1830 года. Судебный процесс получил широкий общественный резонанс, но запрет снят
Драматургия Гюго привлекла Верди яркими романтическими контрастами, бурным столкновением страстей, свободолюбивым пафосом, напряженным, динамичным развитием действия. Сюжет “Риголетто” Верди считал лучшим из всех, положенных им на музыку: “Здесь есть сильные ситуации, разнообразие, блеск, пафос. Все события обусловлены легкомысленным и пустым характером герцога; страхи Риголетто, страсть Джильды и пр. создают замечательные драматические эпизоды”. Композитор по-своему трактовал образы Гюго, что вызвало протест со стороны писателя. В исторической драме с большими массовыми сценами и многочисленными подробностями жизни и быта двора Франциска I (1515-1547). Верди прежде всего очень заинтересовала психологическая драма.
Текст Гюго подвергся сокращению. Сюжет приобрел более камерное звучание; акцент был перенесен на показ личных взаимоотношений героев в психологически острых ситуациях. Некоторые сокращения были вызваны не только специфическими особенностями оперного жанра и индивидуальным замыслом композитора, но и опасениями цензурного запрета. Однако избежать столкновения с цензурой Верди не удалось. В начале 1850 года он разработал подробный план оперы, носившей название “Проклятье”, и поручил написать текст Ф. Пиаве (1810-1876) – опытному либреттисту, который сотрудничал с Верди на протяжении многих лет. Часть музыки была уже написана, когда цензура потребовала коренной переработки либретто. Композитору предложили убрать исторический персонаж – короля, заменить безобразного главного героя (шута Трибуле) традиционным оперным красавцем и т. д. Верди решительно отверг требования цензуры, однако действие оперы долго переносили из страны в страну, изменяли заглавие, пока, наконец, Франциск I не превратился в герцога Мантуанского, Трибуле – в Риголетто, а опера получила более нейтральное название по новому имени шута.
Партитура “Риголетто” была закончена чрезвычайно быстро – в сорок дней. Премьера состоялась 11 марта 1851 года в Венеции. Опера была принята восторженно и быстро распространилась по всем европейским сценам, принеся Верди широчайшую популярность.
МУЗЫКА
“Риголетто” – одно из наиболее известных произведений Верди. Действие оперы строится на резких драматических контрастах. В центре ее острая психологическая драма, многосторонне очерчивающая образ Риголетто – язвительного придворного шута, нежного, глубоко страдающего отца, грозного мстителя. Ему противостоит легкомысленный и развращенный герцог, обрисованный на фоне придворной жизни. Душевная чистота, беззаветная преданность олицетворены в образе юной Джильды.
Эти контрастные характеры выпукло, с замечательным богатством психологических оттенков воплощены в музыке оперы.
В оркестровом вступлении звучит трагическая мелодия проклятья, которая имеет в опере важное значение; она сменяется беззаботной музыкой бала, открывающей первый акт. На фоне танцев и хоров танцевального склада звучит блестящая жизнерадостная баллада герцога “Та иль эта – я не разбираю”. Напряженный драматизм вносит проклятье Монтероне “Вновь оскорбленье”; патетическая вокальная мелодия поддерживается грозным нарастанием оркестровой звучности.
Во втором акте2 сцена со Спарафучиле и эпизод похищения своей зловещей окраской оттеняют светлые эпизоды, связанные с образом Джильды. Небольшой дуэт Риголетто и Спарафучиле предваряется мотивом проклятья. В монологе Риголетто “С ним мы равны” раскрывается широкий диапазон переживаний героя: проклятье судьбе, насмешки над герцогом, ненависть к придворным, нежная любовь к дочери. Дуэт Риголетто и Джильды пленяет лирически теплыми напевными мелодиями. Дуэт Джильды и герцога начинается в мечтательных тонах; красивая мелодия признания герцога “Верь мне, любовь – это солнце и розы” согрета искренним чувством. Колоратурная ария Джильды “Сердце радости полно” воплощает образ счастливой любящей девушки. Ее светлому, безмятежному настроению противопоставлен тревожный колорит сцены похищения, в центре которой – таинственный, приглушенный хор придворных “Тише, тише”.
Третий акт начинается арией герцога “Вижу голубку милую”; певучая мелодия передает нежное, восторженное чувство. За арией следует хвастливый хор придворных. В большой драматичной сцене переданы душевные муки Риголетто; взоры гнева (“Куртизаны, исчадье порока”) сменяются страстной мольбой (“О синьоры, сжальтесь вы надо мною”). Дуэту Риголетто и Джильды предшествует бесхитростный рассказ Джильды “В храм я вошла смиренно”; затем голоса героев объединяются в просветленной и скорбной мелодии. Мрачным контрастом звучит проклятье Монтероне. Ему отвечают полные решимости фразы Риголетто “Да, настал час ужасного мщенья”.
В четвертом акте важное место занимает характеристика герцога – популярнейшая песенка “Сердце красавицы”. В музыке квартета с замечательным совершенством воплощены противоречивые чувства: любовное признание герцога, задорные, насмешливые ответы Маддалены, скорбные вздохи Джильды, мрачные реплики Риголетто. Следующая сцена, сопровождаемая хором за кулисами, поющим с закрытым ртом, проходит на фоне грозы, которая подчеркивает душевное смятенье Джильды; драматизм достигает апогея в тот момент, когда доносится беззаботная песенка герцога. Заключительный дуэт Риголетто и Джильды “Там, в небесах”3 перекликается с их дуэтом второго акта; в конце оперы вновь грозно звучит мотив проклятья.
1 На советских сценах обычно ставится в четырех актах.
2 У Верди – вторая картина первого акта.
3 Нередко в постановках выпускается.