Истоки творчества Гр. Тютюнника
Григор Тютюнник славный украинский писатель XX века, который сумел заглянуть глубоко в душу человека, раскрыть ее в тончайших психологических нюансах, полнокровно воссоздать характеры своих современников. Несмотря на душную атмосферу времени, сохранил творческую индивидуальность, был честным перед собой и своим народом. Это “суровый реалист”, “живописец правды”, как называл его Олесь Гончар. Все творчество Григора Тютюнника опирается на вечные, настоящие ценности, которые наполняют пронзительным светом темные закоулки человеческих
Особенности мировоззрения и жизненная позиция стоят у истоков творчества каждого настоящего художника. Григор Тютюнник имел нелегкую судьбу. В то время, когда закладывались основы его мировоззрения, а именно в детстве, он пережил немало психологических стрессов. Прежде всего, это потеря отца, лишившая его психику своевременного влияния сильного, мужского начала. Чувствовал себя почти сиротой, потому что молодая мама устраивала свою жизнь. Это тоже бередило его юную душу. Итак, впечатлительная, нежная от природы душа парня
В его мировоззрении доминировал чувственный максимализм. Душа не получала в ответ того, чего хотела. Она также не могла вместить всего, что имела. Его новеллы становились результатом самовыражения, освобождения себя от непосильного бремени – чувства собственной отчужденности, одиночества. За своими героями Григор Тютюнник прятал себя, свое страдание на этой земле. В этом определяющая особенность его творчества. Еще молодым он сделал для себя вывод: “Жизнь в творческом сознании писателя будто раздваивается: одна плоскость – существующее, вторая – желаемое. Это единственный источник творческой энергии”. Действительность и мечта одновременно сосуществовали в нем. Первая заставляла думать, страдать, вторая постоянно привлекала, звала за собой. Его произведения или воплощали, или дополняли его, ибо писателю подсознательно очень хотелось вылить в них и свою мечту – мечту о душевном равновесии, недостижимую в этом мире гармонию.
Любимый жанр Григора Тютюнника – рассказы. В короткой новелле он умел полно, объемно раскрыть внутренний мир героя. Писал он и повести, интересные по содержанию и многопроблемные. Писатель видел и смело разоблачал такие позорные явления, как бездуховность, потребительство, конформизм, мещанство. Главным героем его произведений оставался труженик, самоотверженный в работе, доброжелательный и бескорыстный. Тематический круг его произведений неширокий. Глубочайшей болью Григора Тютюнника было село. Из него он вышел сам в опасные путешествия по другим, чужим мирам. Но там осталось корни собственного рода, там жила его мама, туда можно было в любой момент вернуться за целебными соками народной мудрости, припасть к непоколебимой испытанной веками морали как к спасительному источнику.
Украинское село во времена Григора Тютюнника было затронуто коррозией общей общественной деградации и лежало как бы на перекрестке многих дорог. Там люди еще помнили традиции предков, их даже придерживались, село практически оставалось единственным носителем украинского языка. Оно и встало в его произведениях реальное, оживленное, за что Олесь Гончар назвал писателя “живописцем правды”. Встало перед читателем в разнообразии человеческих судеб, характеров. Григор Тютюнник сумел через душу человека передать дух того непростого времени, коснуться болезненных общественных проблем. Однако делал это очень тонко, искусно, без активного авторского вмешательства, набросками собственных выводов и оценок. Художник любит человека, о котором пишет, несмотря на то, какой он, страдает вместе с ним, проникается его чувствами, проблемами, порой грустит, наблюдая его низость, ничтожество, незащищенность перед большой вселенной, с “какой-то бессильной тоской”.
В своем дневнике он писал: “Никогда не работал над темой. Всегда работаю над чувствами, живущими вокруг меня и во мне”. Поэтому неудивительно, что произведения Григора Тютюнника выходят далеко за пределы одного факта, одной конкретной истории жизни какого-то человека. Они достигают общечеловеческих, вечных мотивов и проблем, волнующих художников испокон веков.