Герой романа Тургенева “Дворянское гнездо”
Федор Иванович Лаврецкий глубокий, умный и по-настоящему порядочный человек, движимый стремлением к самосовершенствованию, поисками полезного дела, в котором он мог бы приложить свой ум и талант. Страстно любящий Россию и осознающий необходимость сближения с народом, он мечтает о полезной деятельности. Но его активность ограничивается лишь некоторыми переустройствами в имении, и, хотя Л. далек от фразерства Рудина, он не находит применения своим силам. Поэтому “школьное” литературоведение обычно относит его к типу “лишнего человека”.
Сын
Уникальность натуры Л. подчеркивает сопоставление с другими персонажами романа. Его искренней любви к России противопоставляется
Важнейшую роль в раскрытии образа Л. играют его отношения с героиней романа Лизой Калитиной. Они чувствуют общность своих взглядов, понимают, что “и любят и не любят одно и то же”. Чувство, возникающее между ними, глубоко поэтично, в него вплетаются мотивы прелестной звездной ночи, необыкновенной музыки, сочиненной старым музыкантом Леммом. Любовь Л. к Лизе – это момент его духовного возрождения, наступившего при возвращении в Россию.
Трагическая развязка любви Лаврецкий внезапно возвращается жена, которую он считал умершей, – не оказывается случайностью. Герой видит в этом возмездие за свое равнодушие к общественному долгу, за праздную жкзнь его дедов и прадедов. Постепенно в герое происходит нравственный перелом: равнодушный до того к религии, Л. приходит к идее христианского смирения. В эпилоге романа герой появляется постаревшим. Л. не стыдится прошлого, но и не ждет ничего от будущего. “Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!” – говорит он.
Образ Л., как и весь роман, был очень приветливо встречен современниками. Критики либерального лагеря (например, П. В. Анненков, А. В. Никитенко) отметили художественные достоинства романа, радикалы анализировали главным образом его социальные аспекты. Так, Н. А. Добролюбов в статье “Когда же придет настоящий день?” (1860) отнес Л. к людям “рудинского закала”, историческая роль которых уже исчерпана.
Образ Л. несколько раз появлялся на сцене.
Схожі твори:
- Герой романа “Дворянское гнездо” Федор Лаврецкий Герой романа Федор Иванович Лаврецкий духовно близок Тургеневу и симпатичен ему. Автор наделил героя незаурядным умом и чутким сердцем, вложил в его уста свои задушевные мысли о родине, об ушедшей молодости, о нравственном долге, о будущем России… Весь роман необыкновенно поэтичен. Салтыков-Щедрин писал, что видит в романе Тургенева “светлую поэзию, разлитую в каждом звуке”, что […]...
- Краткое изложение романа Тургенева “Дворянское гнездо” Психологизм романа “Дворянское гнездо” огромен и очень своеобразен. Тургенев не развертывает психологического анализа переживаний своих героев, как это делают его современники Достоевский и Л. Толстой. Он ограничивается самым необходимым, сосредоточивая внимание читателя не на самом процессе переживаний, а на его внутренне же подготовленных результатах: нам ясно, как постепенно возникает в Лизе любовь к Лаврецкому. Тургенев […]...
- Основные образы в романе Тургенева “Дворянское гнездо” “Дворянское гнездо” (1858) было восторженно встречено читателями. Всеобщий успех объясняется драматичностью сюжета, остротой нравственной проблематики, поэтичностью нового произведения писателя. Дворянское гнездо воспринималось как определенное социально-культурное явление, предопределившее характер, психологию, поступки героев романа, в конечном счете – их судьбы. Тургеневу были близки и понятны герои, вышедшие из дворянских гнезд; он относится к ним и изображает их […]...
- Краткое изложение Дворянское гнездо И. С. Тургенев И. С. Тургенев Дворянское гнездо Первым, как водится, весть о возвращении Лаврецкого принес в дом Калитиных Гедеоновский. Мария Дмитриевна, вдова бывшего губернского прокурора, в свои пятьдесят лет сохранившая в чертах известную приятность, благоволит к нему, да и дом ее из приятнейших в городе О… Зато Марфа Тимофеевна Пестова, семидесятилетняя сестра отца Марии Дмитриевны, не жалует […]...
- Герой романа И. С. Тургенева “Накануне” Как известно из воспоминаний писателя, прототипом Инсарова был болгарин Катранов, студент филологического факультета Московского университета. Инсаров по-настоящему героическая натура, он лишен эгоизма, вся его жизнь полностью подчинена общественным интересам. Ничто не может заставить его отступить от намеченной цели, даже возможность личной мести он приносит в жертву общему делу. Это придает цельность и определенность его характеру. […]...
- Герой романа И. С. Тургенева “Рудин” В образе Рудина Тургенев рассматривает историю так называемого “лишнего человека”. Р. подготовлен целым рядом героев предшествующих произведений Тургенева: Андрей Колосов (“Андрей Колосов”), Алексей (“Переписка”), Яков Пасынков (“Яков Пасынков”) и др. Но фигура Рудина намного значительнее всех предыдущих образов. Тургенев неоднократно отмечает противоречивость своего героя: энтузиазм, желание действовать во имя достижения идеалов сочетается в нем с […]...
- Замысел и сюжет романа Тургенева “Отцы и дети” Замысел романа. Споры о нем. Четвертый по счету роман Тургенева “Отцы и дети” подводил итог большому периоду в творческой деятельности писателя и открывал вместе стем новые перспективы художественного осмысления переломного этапа русской жизни. Появление романа в печати вызвало невиданные еще в истории русской литературы ожесточенные споры. Причина этого – и сама напряженнейшая историческая эпоха, отразившаяся […]...
- Базаров – предмет подражания и ненависти героев романа И. С. Тургенева В романе ” Отцы и дети ” воссоздана эпоха, предшествовавшая отмене крепостного права. В обстановке кризиса резко обострились споры разных поколений о народе, общественном строе, искусстве, религии… Два поколения, сопоставленные Тургеневым в его произведении, представляют не только идеи двух различных эпох, но и столкновение старой аристократии и революционно настроенной молодежи. Образ Евгения Базарова получился очень […]...
- Герой романа Э. Хемингуэя “Прощай, оружие!” Фредерик Генри герой романа Э. Хемингуэя “Прощай, оружие!” (1929). Образ Ф. Г. являет собой развитие лирического героя Хемингуэя и типологически связан с такими персонажами, как Ник Адаме (“В наше время”, 1925), Джейк Барнс (“Фиеста /И восходит солнце/”, 1926). (В американском литературоведении “wounded hero”, т. е. “раненый герой”.) В образе Ф. Г. сильны автобиографические мотивы – […]...
- Герой эпохи в изображении Тургенева В одном из своих наиболее значительных романов – в “Рудине” – Иван Сергеевич Тургенев попытался “вывести” героя эпохи в лице Дмитрия Рудин представить определенный человеческий тип, совмещающий в себе противоречия 60-х гг. XIX в. Фигура Рудина занимает центральное место в романе, на исключительную значимость этого героя указывает название произведения. Рудин – умный, интеллигентный человек. Он […]...
- Арсеньев герой романа Бунина “Жизнь Арсеньева” Алексей Александрович Арсеньев герой автобиографического характера. Все в романе как бы намекает на то, что через его образ Бунин воссоздает этапы своего собственного жизненного пути. Родное село Арсеньева. – Каменка – во многом напоминает родину Бунина – хутор Бутырки Елецкого уезда; отец А.- Александр Сергеевич – это воссозданный портрет отца Бунина – Алексея Николаевича. В […]...
- Краткое изложение романа Тургенева “Рудин” Работу над “Рудиным” Тургенев начал в 1855 году. Сначала роман назывался “Гениальная натура”. Под гениальностью Тургенев понимал способность убеждать и просвещать людей, разносторонний ум и широкую образованность, а под натурой – твердость воли, острое чутье к потребностям общественной жизни. Но по ходу работы такое название перестало удовлетворять Тургенева, поскольку по отношению к Рудину оно зазвучало […]...
- Главный герой романа Гончарова “Обрыв” Роман “Обрыв” вынашивался автором около двадцати лет (1849-1869). Гончаров писал : “Этот роман была моя жизнь: я вложил в него часть самого себя, близких мне лиц, родину, Волгу, родные места, всю, можно сказать, родную и близкую мне жизнь”. Но любимое детище оказалось далеко не самым лучшим созданием автора. Консерватизм Гончарова, усилившийся в 60е годы, привел […]...
- Герой романа “Что делать?” Рахметов Герой романа Рахметов – революционер. По происхождению он дворянин. Отец его был богатым человеком. Но привольная жизнь не удержала Рахметова в имении отца. Он уехал из провинции и поступил на естественный факультет в Петербурге. Рахметов без труда сблизился в столице с прогрессивно мыслящими людьми. Познакомился с Кирсановым, от которого узнал много нового и передового в […]...
- Герой романа Ч. Диккенса “Тайна Эдвина Друда” Эдвин Друд самый загадочный из героев Диккенса. Произведение не было закончено: за день до смерти автор еще над ним работал. Судьба Э. Д. составляет тайну романа, раскрытию которой посвящены филологические изыскания, как ставшие уже классическими (Р. Проктор, Дж. Уолтерс), так и современные. Э. Д. в начале романа – мало чем примечательный молодой человек из старинного […]...
- Герой романа Куврэ “Любовные похождения кавалера де Фобласа” Герой романа Куврэ “Любовные похождения кавалера де Фобласа” (1787-1790), красивый и находчивый, элегантный и развращенный юноша, воплощение нравов XVIII века. В шестнадцать лет у Фобласа девичье лицо и такой невинный вид, что в женском наряде никто не подозревает в нем юношу. Переодеванию он обязан и первым поцелуем Софи, подруги своей сестры, и первым приключением в […]...
- Герой романа “Обыкновенная история” Герой романа Александр Адуев живет в то переходное время, когда безмятежное спокойствие дворянской усадьбы оказалось нарушенным. Звуки городской жизни с ее лихорадочными темпами все настойчивее и чаще врываются в ленивую тишину маниловских гнезд и пробуждают провинциальных мечтателей. Там, в городе, перед ними открываются какие-то туманные, но широкие и заманчивые перспективы. Иным они обещают славу, другим […]...
- Фредерик Моро герой романа Г. Флобера “Воспитание чувств” “Жизнь должна быть непрерывным воспитанием. Всему нужно учиться – учиться говорить так же, как учиться умирать”, – писал Флобер. Воспитанию, а точнее, жизни, формирующей опыт, посвящен этот роман. Молодой провинциал Фредерик Моро приезжает в Париж; он длинноволос, романтичен, декламирует меланхолические стихи и сетует, что счастье, которого заслуживает его возвышенная душа, так запаздывает. Его друг советует […]...
- Герой романа М. Шелли “Франкенштейн, или Современный Прометей” Написанный под непосредственным влиянием английского готического романа конца XVIII – начала XIX века, роман М. Шелли во многом превосходит произведения Х. Уолпола, А. Рэдклиф и др. по масштабу представленных в нем гуманистических идей и психологической разработке характеров. Виктор Ф. – молодой швейцарский ученый, наделенный недюжинным талантом и ненасытной жаждой просвещения, овладевает тайной воспроизведения живой материи. […]...
- Герой романа Ф. К. Сологуба “Творимая легенда” Незадолго до описываемых событий здесь поселился странный господин, Георгий Сергеевич Триродов отставной приват-доцент, ученый-химик, поэт. Т. перестраивает заброшенную усадьбу в чудо изобретательской мысли, а по соседству организует детскую колонию, воспитанники которой живут весело и привольно, “как люди в первом саду”. Резким контрастом триродовской колонии является Скородож, населенный рассыпающимися в песок аристократами, коим больше ста лет; […]...
- Герой романа Б. Пастернака “Доктор Живаго” О прототипе Живаго сам Пастернак в 1947 г. сообщал следующее: “Я пишу сейчас большой роман в прозе о человеке, который составляет некоторую равнодействующую между Блоком и мной (и Маяковским, и Есениным, быть может). Он умрет в 1929. От него останется книга стихов, составляющая одну из глав второй части. Время, обнимаемое романом, – 1903-1945 гг. По […]...
- Швейк герой романа Я. Гашека “Похождения бравого солдата Швейка” Швейк герой романа Я. Гашека “Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны” и нескольких более ранних его произведений – цикла рассказов 1911 г. (книжная публикация “Бравый солдат Швейк и другие рассказы”, 1912), повести “Бравый солдат Швейк в плену”, написанной в России (1917, издана в незавершенном виде: пребывание Ш. в плену не изображено). Решающее значение […]...
- Герой рассказа Тургенева “Хорь и Калиныч” Герой рассказа И. С. Тургенева “Хорь и Калиныч” из цикла ” Записки охотника “. Это один из наиболее интересных крестьянских типов русской литературы. Он олицетворяет собой здоровое практическое начало: будучи оброчным крестьянином, Хорь живет независимо от своего помещика, Полутыкина, хозяйство его налажено, много детей. Автор особенно отмечает деятельный ум своего героя как неотъемлемую часть его […]...
- “Дума” – поэтическое выражение проблем и мыслей романа “Герой нашего времени” Историю жизни “лишнего человека”, человека способного на многое и не свершившего ничего, продолжил великий преемник А. С. Пушкина – Михаил Юрьевич Лермонтов, создав роман ” Герой нашего времени “. Это итоговое произведение Лермонтова, первый русский социально – филосовский и психологический роман в прозе. Как и в стихотворении “Дума”, автор пытается найти ответ на волнующий его […]...
- Герой романа М. А. Булгакова “Белая гвардия” Фамилия героя указывает на автобиографические мотивы, присутствующие в этом образе: Турбины – предки Булгакова по материнской линии. Фамилию Турбина в сочетании с тем же именем-отчеством (Алексей Васильевич) носил персонаж утраченной пьесы Булгакова “Братья Турбины”, сочиненной в 1920-1921 гг. во Владикавказе и поставленной в местном театре. Герои романа и пьесы связаны единым сюжетным пространством и временем, […]...
- Герой романа Д. С. Мережковского “Петр и Алексей” Трилогия создавалась в течение почти целого десятилетия, и внутренняя ее концепция менялась. В первом романе – “Отверженный” (позднее печатался под заглавием “Смерть богов (Юлиан Отступник)”) – Мережковский обращается к эпохе императора Юлиана (IV век), пытавшегося возродить язычество и уничтожить победившее его христианство. В период создания романа Мережковский увлекался антихристианскими идеями Ф. Ницше, под влиянием которого […]...
- Герой романа Э. Л. Войнич “Овод” Один из наиболее ярких героев-революционеров в мировой литературе, человек, который является творцом собственной жизни. Здесь нет места трагической предопределенности, воле случая или рока. Происходящее с ним, даже самые жуткие события, – его собственный выбор, включая и момент гибели. Чувствительный от природы, он сумел подчинить свои эмоции собственной несгибаемой воле. И тем тяжелее страдания героя, тем […]...
- Герой романа-эпопеи Л. Н. Толстого “Война и мир” В отличие от многих персонажей романа, у которых были легко узнаваемые прототипы среди людей 1810-1820 годов или современников Толстого, а также его близких, у А. Б. не было явно угадываемого прототипа. Автор настаивал на вымышленное имя этого героя. Однако среди возможных прототипов называют, например, Н. А. Тучкова; в некоторых обстоятельствах судьбы флигель-адъютанта Тизенгаузена можно обнаружить […]...
- Герой романа Л. Н. Толстого “Воскресение” Фамилию Нехлюдов носят также герои повестей “Отрочество” (1854), “Юность” (1857), “Утро помещика” (1856) и рассказа “Из записок князя Д. Нехлюдова (Люцерн)” (1857). М. Горький не без оснований полагал, что тот же самый персонаж выступает в повести ” Казаки ” под именем Оленина, а в ” Анне Карениной ” под именем Левина. Развивающийся художественный образ, нашедший […]...
- Герой романа Стендаля “Красное и черное” (1830). Подзаголовок романа – “Хроника XIX века”. Реальные прототипы – Антуан Берте и Адриен Лафарг. Берте – сын сельского кузнеца, воспитанник священника, учитель в семье буржуа Мишу в местечке Бранг, вблизи Гренобля. Г-жа Мишу, любовница Берте, расстроила его брак с юной девушкой, после чего тот попытался застрелить ее и себя в церкви во время богослужения. […]...
- Герой романа Ф. М. Достоевского “Игрок” Генерал и окружающие его авантюристы-французы, маркиз Де-Грие и красавица Бланш, ждут богатого наследства от больной московской “бабушки”: тогда Де-Грие сможет жениться на Полине, а Бланш станет генеральшей. А. И. влюблен в Полину, но та отвечает ему презрением. Неожиданно приехавшая “бабушка” проигрывает в рулетку почти все свое состояние, лишив Полину и генерала наследства. Де-Грие отказывается “без […]...
- Художественное своеобразие романа “Герой нашего времени” “Герой нашего времени” – первый прозаический социально-психологический и философский роман в русской литературе. Каждая отдельная повесть, входящая в роман, связана с существовавшей уже жанровой традицией: путевой очерк, кавказская повесть, светская повесть. Но в целом “Герой нашего времени” – качественно новое явление, роман, отличающийся остротой в постановке важнейших проблем социального, нравственного, философского плана. Социальность Романа выражена […]...
- Герой романа Булгакова “Мастер и Маргарита” В многолюдном собрании лиц, населяющих роман, роль этого персонажа обозначена со всей определенностью. Глава, в которой с ним встречается читатель, названа “Явление героя”. Между тем в пространстве сюжета М. занимает немного места. Он появляется в 13-й главе, когда вступили в действие все основные лица (кроме Маргариты), а некоторые уже его покинули. Затем Мастер надолго исчезает […]...
- Герой романа Л. Апулея “Метаморфозы” Поначалу роман имел только это название, но в V в. Аврелий Августин назвал его “Осел” (“Asinus”). Позднее за романом закрепилось название “Золотой осел” (“Asinus aureus”), где эпитет “золотой” означал высшую степень похвалы со стороны многочисленных читателей (по аналогии с “золотыми словами”). Литературным прототипом Л. стал герой греческой повести “Метаморфозы”, написанной Лукием из Патр, затем переработанной […]...
- Герой романа Сологуба “Мелкий бес” Ардальон Борисыч Передонов молодой человек с “румяным, обыкновенно равнодушным лицом” и “маленькими заплывшими глазами”, существует в романе как персонаж, составленный из литературных реминисценций. Коллега чеховского Беликова, гимназический учитель П. входит в сюжет с дилеммой гоголевского Подхшесина: жениться или не жениться? С женитьбой для него связана возможность получения “доходного места” и вообще материальный интерес (мотив многих […]...
- Герой романа А. Деблина “Берлин “Александерплац” Свой роман Деблин написал под впечатлением от нового, подавляющего личность, постоянно перестраивающегося и перенасыщенного скоростями Берлина. Город становится главным образом романа, а его героем, пытающимся противостоять этой силе и мощи города,- Франц Биберкопф бывший транспортный рабочий, который однажды в приступе гнева убил свою любовницу и был заключен в тюрьму на четыре года. Выход Франц Биберкопф […]...
- Герой романа Кретьена де Труа “Ланселот или Рыцарь Телеги” Ланселот одержим любовью к жене короля Артура королеве Геньевре. Это чувство, выражающееся в куртуазном служении Даме, определяет все поведение Л.: ради Геньевры он совершает невероятные подвиги и, попадая в опаснейшие ситуации, оказывается победителем, ибо любовь придает ему силы. Одно из безумств героя проявляется, когда он сражается с похитившим королеву волшебником спиной к противнику, чтобы не […]...
- Герой романа русского писателя Арцыбашева “Санин” Фигура Санина имеет некоторые автобиографические черты, главным образом это относится к нравственно-мировоззренческим установкам Санина. Герой явился результатом развития ряда предшествующих ему образов: художник Молочаев (“Жена”, ок.1902), Иван Ланде (“Смерть Ланде”, 1904), Андреев и Коренев (“Тени утра”, 1905). В образе С. Арцыбашев выявил социальный тип – человека “новой нравственности”, резко отвергающего идеал самопожертвования личности и служения […]...
- Герой романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” Он был в то время даже очень красив собою, строен, средневысокого роста, темно-рус, с правильным, хотя несколько удлиненным овалом лица, с блестящими темно-серыми широко расставленными глазами, весьма задумчивый и по-видимому весьма спокойный”. Мать А. К., Софья Ивановна, умерла, когда ему было четыре года. Первые три месяца после ее смерти Алеша Карамазов провел под присмотром слуги […]...
- Герой романа Ремарка “Триумфальная арка” Взрослая жизнь началась для этого потерянного поколения несколько раньше, чем обычно: под влиянием всеобщего патриотического подъема эти мальчики добровольно ушли на фронт первой мировой войны. Те из них, кто остался жив, не смогли забыть своих фронтовых товарищей, но утратили интерес к послевоенной, реальной жизни. Скептицизм и бесконечная усталость – типичные черты героев Ремарка. Доктор Равик […]...