Герой романа М. А. Булгакова “Белая гвардия”

Фамилия героя указывает на автобиографические мотивы, присутствующие в этом образе: Турбины – предки Булгакова по материнской линии. Фамилию Турбина в сочетании с тем же именем-отчеством (Алексей Васильевич) носил персонаж утраченной пьесы Булгакова “Братья Турбины”, сочиненной в 1920-1921 гг. во Владикавказе и поставленной в местном театре.

Герои романа и пьесы связаны единым сюжетным пространством и временем, хотя обстоятельства и перипетии, в которых они оказываются, разные. Место действия – Киев, время – “страшный год

по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй”. Герой романа – молодой врач, пьесы – полковник-артиллерист. Врачу Турбин 28 лет, полковник на два года старше. Оба попадают в водоворот событий гражданской войны и поставлены перед историческим выбором, который они понимают и оценивают скорее как личный, относящийся более к внутреннему бытию личности, нежели к ее внешнему существованию.

В образе доктора Турбина прослеживается развитие лирического героя Булгакова, каким он представлен в “Записках юного врача” и в других ранних произведениях. Герой романа – наблюдатель, видение которого постоянно

сливается с авторским восприятием, хотя и не тождественно последнему. Романный герой втянут в вихрь происходящего. Если и участвует в событиях, то помимо своей воли, в результате рокового стечения обстоятельств, когда он, например, попадает в плен к петлюровцам. Герой драмы в значительной мере определяет события. Так, от его решения зависит участь юнкеров, брошенных в Киеве на произвол судьбы. Это лицо действующее, буквально-сценически и сюжетно. Самые действующие во время войны люди – это военные. Действующие на стороне побежденных – самые обреченные. Оттого погибает полковник Т., тогда как доктор Турбин выживает.

Между романом “Белая гвардия” и пьесой “Дни Турбиных” пролегает огромная дистанция, не слишком долгая по времени, но весьма значительная в содержательном отношении. Промежуточным звеном этого пути явилась инсценировка, представленная писателем в Художественный театр, которая в дальнейшем была подвергнута существенной переработке. Процесс превращения романа в пьесу, в который были вовлечены многие лица, протекал в условиях двойного “нажима”: со стороны “художественников”, добивавшихся от писателя большей (в их понятиях) сценичности, и со стороны цензуры, инстанций идейного слежения, требовавших показать со всей определенностью “конец белых” (один из вариантов названия).

“Окончательная” редакция пьесы явилась следствием серьезного художественного компромисса. Оригинальный авторский слой в ней покрыт множеством посторонних наслоений. Более всего это заметно в образе полковника Т., ко торый периодически скрывает свое лицо под маской резонера и как бы выходит из роли, чтобы заявить, обращаясь более к партеру, чем к сцене: “Народ не с нами. Он против нас”.

В первой постановке “Дней Турбиных” на сцене МХАТа (1926) роль Т. играл Н. П. Хмелев. Он же оставался единственным исполнителем этой роли в продолжение всех последующих 937 представлений.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Герой романа М. А. Булгакова “Белая гвардия”