Героиня романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”
Образ Маргариты возникает в 13-й главе, в рассказе Мастера о женщине, случайно им встреченной, о любви, пронзившей их сердца, точно финский нож, о том, как она стала его любовницей и как он ее потерял. Собственно, героиней сюжета Маргарита становится во второй части романа, начиная с 19-й главы, названной ее именем. С появлением М. меняется интонация автора. Повествование, построенное в предыдущих главах на чередовании смешного и страстного, комического и трагического, достигает прекрасного и возвышенного.
Столь же прекрасная, сколь и возвышенная,
Реальным прототипом М. принято считать жену М. А. Булгакова Елену Сергеевну. В ряду литературных прообразов обычно называют Анну Каренину, Эмму Бовари, Сольвейг, среди героинь Булгакова – Елену Прекрасную (“Белая гвардия” и “Дни Турбиных”). Однако возможные параллели между этими персонажами касаются отдельных сюжетных обстоятельств, не затрагивая образ в целом. (М. изменяет мужу, как Эмма Бовари; сохраняет
Некоторые литературоведы рассматривали образ М. в ракурсе художественной практики и эстетической теории русского символизма. В героине Булгакова видели олицетворение тео-логемы Софии, понятой в духе Вл. С. Соловьева, символ “вечной женственности”, поэтическим воплощением которого была Прекрасная Дама А. А. Блока. Такое сопоставление оправдано в том самом общем смысле, что М. – идеальная героиня. Однако идеальное у Булгакова не противопоставляется реальному, чувственному, как это было, например, у Блока, в семантике которого все чувственное означало “пошлое, житейское, сладострастное” (комментарий поэта к образу Изоры).
Примечательная подробность: Мастер постоянно называет М. своей любовницей (при первом издании романа цензоры заменяли словом “возлюбленная”). М. действительно любовница героя – роль, несовместимая с символикой Прекрасной Дамы, во всяком случае до того момента, пока она ею остается. Эрос у символистов враждебен эротике, выражающей в их понятиях падение, духовное и эстетическое. (Когда блоковская Незнакомка отдается прохожему господину, Звездочет возвещает “весть о паденьи светлейшей звезды”, а потом в обнимку с Поэтом, согласно ремарке, “оба плачут под голубым снегом”.) Символисты могли воспевать “жену, облаченную в солнце”, но женщину воспринимали с каким-то средневековым ригоризмом и подозрительностью. Булгаков доверяет М., как верит ей Мастер.
Для писателя “вечная женственность” существует не в комбинации “трансцендентальных предпосылок”, прикрытых “мистической юбкой” (по горькой иронии А. Белого), а в живых чувствах любви и милосердия. Любовь к Мастеру охраняет М., когда она, став “ведьмой, косящей на один глаз”, попадает на “великий бал сатаны”, проводит ночь в компании убийц, насильников, кровосмесителей. Но как ни велика любовь М. к Мастеру, чувство милосердия в ней сильнее. Поэтому исполнение одного желания, обещанное Воландом, М. употребляет на несчастную Фриду. Именно М. требует у Воланда отпустить на покой душу Понтия Пилата, терзаемого в продолжение двух тысяч лет муками совести.
Образ М. – ответ Булгакова “звездочетам”, искавшим на небе звезду Прекрасной Дамы и проглядевшим ее на земле, где она воплощалась в облике обыкновенной, не слишком добродетельной женщины, сохранившей, однако, в испытаниях, выпавших ей, живые человеческие чувства любви, сострадания и верности.