Фридрих Шиллер – “благородный адвокат человечества”
Фридрих Шиллер (1759-1805) – “благородный адвокат человечества” (В. Г. Белинский ), друг и соратник Гете, разделял его гуманистические убеждения. Но в творчестве Шиллера рядом с пламенной защитой свободы человека прозвучало горестное признание исторической неподготовленности и личности, и общества к свободному существованию. Контраст между стремлением человека к гармоническому самоосуществлению, к свободным формам жизни общества и фактически достигнутым состоянием, нравственным, социальным и политическим, составляет основу трагического
Время отозвалось в творчестве Шиллера гневным тираноборчеством, страстным порывом к свободе. “Протест первого рассвета, первого негодования” – так характеризовал А. И. Герцен пафос его поэзии. Острый драматизм, напряженная конфликтность революционной эпохи нашли в произведениях Шиллера свое полное выражение. Недаром Герцен о самой французской революции 1789 г. сказал однажды, что это “громадная колоссальная трагедия в шиллеровском роде”.
Гете интересовало реальное многообразие человеческой
Если у Шиллера и встречаются разговорно-бытовые интонации, то и они сочетаются с риторикой, с торжественной приподнятостью. В конкретных событиях и судьбах Шиллер искал всемирно-исторические закономерности и всеобщий нравственный смысл, он измерял исторические события и людские поступки мерой свободы и человечности. Он звал людей к дружбе, любви, братскому единению. “Обнимитесь, миллионы!” – призывал он в гимне “К радости”, слова которого Бетховен положил в основу финала девятой симфонии, а Чайковский – “Кантаты для соло, хора и оркестра”.
Все многочисленные и разнородные произведения Шиллера – лирические, драматические, труды по истории, статьи по эстетике – проникнуты единым идейным устремлением. Шиллер раскрывает в своем творчестве огромные духовные возможности человека, его свободолюбие, гуманность, силу мысли и воли, способность на самоотверженность и героизм. В то же время он обнажает противоречие между идеалом свободы и реальным положением вещей, показывает дисгармоничность действительности, выявляет конфликтность отношений между личностью и обществом.
Опыт Французской революции помог Шиллеру понять, что свободу завоевать не просто, – существуют закономерности исторического развития, переступить через которые человек не волен. На смену феодальному строю пришли буржуазные порядки. Свобода, равенство и братство, которые так уверенно обещали просветители, оказались пока иллюзией. Но поэт никогда не поступался своими высокими идеями и утверждал их каждой строчкой, выходившей из-под его пера.
Сын полкового лекаря и внук ремесленника, Шиллер принадлежал к числу бесправных подданных одного из многих карликовых государств тогдашней Германии – герцогства Вюртембергского. Деспотизм он познал на себе еще в юные годы, когда вопреки своему желанию, но по приказу герцога стал обучаться в военном учебном заведении, претенциозно названном “академией”, но скорее похожем на казарму.
“На тиранов!” – так гласит один из эпиграфов, которым Шиллер сопроводил свою первую юношескую драму “Разбойники”, исполненную негодования против хищничества и произвола власть имущих. Другим эпиграфом служат слова Гиппократа: “Чего не исцеляет лекарство, исцеляет железо, чего не исцеляет железо, исцеляет огонь”.