Фабрицио герой романа Стендаля “Пармская обитель”
Исторический прототип Алессандро Фарнезе (1468-1549), кардинал, с 1534 г. римский папа Павел III. Сын маркиза дель Донго Фабрицио провел детство в родовом замке Грианта. Проникшись восторженным чувством к Наполеону, ФАБРИЦИО бежит из родительского дома и присоединяется к войскам императора, оказываясь наивным и неискушенным свидетелем битвы при Ватерлоо.
Особую роль в жизни ФАБРИЦИО играет его тетка, графиня Пьетранера, вскоре ставшая герцогиней Сансе-верина. Вместе с влюбленным в нее графом Моска, премьер-министром пармского принца Ранунцио
Чувствуя себя неспособным ответить на серьезную любовь герцогини, ФАБРИЦИО ухаживает за молодой актрисой Мариеттой и, защищаясь от нападения ее мужа Джилетти, убивает его. В результате придворных
Герцогиня Сансеверина устраивает племяннику побег; ему помогает Клелия, но, поверив что ФАБРИЦИО отравил отца, она принимает обет никогда больше не видеть его. Тогда он добровольно возвращается в крепость в ожидании суда. Оправданный, получивший высокую церковную должность коадъютора, а затем архиепископа пармского, ФАБРИЦИО находит утешение только в любви Клелии, нарушившей свой обет. После ее смерти и смерти сына ФАБРИЦИО удаляется в пармский монастырь и ненадолго переживает возлюбленную, отказываясь от мирских почестей и славы, Изображение сильной, страстной, цельной личности – важнейшая тема в творчестве Стендаля, отвечающая его художественным принципам: “описывать страсти и различные чувства, волнующие души героев”. В отличие от традиционного романтического героя, идеализированного, противопоставляющего себя миру, одержимого “вселенской скорбью”,
ФАБРИЦИО – характер сложный, противоречивый, способный к постоянному обновлению и саморазвитию. В каждый период своей жизни ФАБРИЦИО предстает как бы новым человеком, которым движет стремление к счастью, к действию, к самоутверждению, бунту. Если первоначально юный ФАБРИЦИО простодушен, верит в приметы и предсказания, заражен бонапартизмом, характерным для молодого поколения эпохи наполеоновских войн, то происходящая с ним в дальнейшем, при дворе пармского принца, метаморфоза тем более разительна. Единственный его недостаток – неспособность любить. Только ценой невольного преступления, долгого заточения в темнице, отказа от земных благ герой обретает любовь и истинное счастье. Башня Фарнезе – своего рода “любовная темница”, символ мистического уединения и духовного преображения героя, жизненный путь которого стал поиском идеальной возлюбленной, счастья, а затем истинной веры. При этом герой Стендаля немыслим без исторического фона: в начале романа это арьергард французской армии во время битвы при Ватерлоо, затем княжество Парма, деспотия которого изображена как нелепый, карикатурный анахронизм.
Судьба ФАБРИЦИО – это нескончаемая череда захватывающих приключений, в которых он предстает как самая яркая личность среди героев Стендаля, чья искренность и обаяние поныне волнуют воображение “the happy few” (немногих счастливцев), кому писатель посвятил свой роман.