Евгения Маланюк: Пути творческого поиска
Какими жизненными принципами руководствовался Евгений Маланюк? Украинский поэт был одним из виднейших поэтов украинской диаспоры после Первой и Второй мировых войн. Он громил своих современников, ненавидел врагов своего народа, но еще больше казнил “малоросиянство”, предательство и рабские инстинкты собственного народа.
В этом он близок Т. Шевченко, М. Кулишеву. Евгений Маланюк походил из залитых солнцем украинских степей. Его родной Новоархангельск стоял на берегах реки Синюхи. Семья была не совсем обычная, в линии отца были чумаки,
Военная служба Евгения Маланюка. Поздняя осень 1917 года, поручик Евгений Маланюк является начальником пулеметной сотни Туркестанского стрелецкого полка. Со временем он становится из демобилизованного старшины русской армии воином и гражданином
После распада УНР он в 1920 году с тысячами таких, как он, подался в эмиграцию. В лагере для интернированных украинских частей в Калиши Евгений Маланюк основывает литературный журнал “Радуга” (1922-1923). Родные края он позднее с болью и сожалением вспомнит на далекой Морави, желая даже умереть, чтобы снова возвратиться к отчему дому, где бы встретила его мамочка. Со временем волны второй мировой войны занесли его вплоть до далекой Америки. В лирических произведениях поэта – проявление свободной мысли, свободы человека и народа, идей национальных и всечеловеческих. Особенно это касается литературно-критического наследства Евгения Маланюка. Оно явилось в свободном мире, в мире без цензуры, без “партийной литературы”. В эпицентре Маланюковской поэзии есть всегда и всюду его родная Украина. Она ему мерещится вечно ясной страной.
Хронологически сборники поэзий поэта-эмигранта выходили уже с 20-х лет. Места
Их изданий были по всей Европе и Америке: “Стилет и стилос” (Подебрады, 1925 г.); “Гербарий” (Гамбург, 1926 г.); “Земля и железо” (Париж, 1930 г.); “Земная Мадонна” (Львов, 1934 г.); “Перстень Поликрата” (Львов, 1939 г.); “Выбранные поэзии” (Львов-Краков, 1943 г.); “Влада” (Филадельфия, 1951 г.); “Поэзии” (Нью-Йорк, 1954 г.); поэма “Пятая симфония” (Филадельфия, 1954 г.); “Проела” (Нью-Йорк, 1954 г.); “Последняя весна” (Нью-Йорк, 1959 г.); “Август” (Нью-Йорк, 1964 г.); “Перстень и посох” (Мюнхен, 1972 г.).
Относительно стиля Маланюк был неоромантиком, в конце склонялся к неоклассике. Этому способствовали не только года, но и увлечение произведениями М. Зерова. Однако Маланюк – поэт глубокой мысли и волевого напряжения. Он враг лиричной расслабленности. Особенно импонировал Маланюку М. Волновой. В своей статье о нем поэт писал: “Ведущей темой его творчества была борьба с психическим комплексом рабства, рабства специально украинского”. Это касается и творчества Евгения Маланюка.