Дуэль Павла Петровича с Базаровым
Павел Петрович – аристократ, “гран-синьор”, настолько чуждый народу, что “и говорить-то с ним не умеет”; мужик, по словам Базарова, не признает в Павле Петровиче своего “соотечественника”. Разговаривая с крестьянами, он “морщится и нюхает одеколон”; слугам и людям из народа он внушает страх.
Живя в деревне у брата, Павел Петрович сохранил всю строгую чопорность своих аристократических привычек. Поклонник английских аристократов, он “всю жизнь свою устроил на английский вкус”: читает только английские книги
Подчеркивая оторванность своего героя от народа, Тургенев вводит в его речь множество иностранных слов, которые, как замечает Базаров, “русскому человеку даром не нужны”. Барское пренебрежение к языку народа проявляется у Павла Петровича ” в употреблении таких словечек, как эфтим, эфто.
Базарова Павел Петрович возненавидел, как только тот приехал в Марьино. И эта ненависть сказывается в его суждениях о Базарове: лекаришка, шарлатан, волосатый, господин нигилист и т. д.
Павел Петрович умен, но в спорах с
Павел Петрович – один из тех дворян, которые, по словам самого Тургенева, составляли “сливки” дворянского общества. Писатель отмечает его “безукоризненную честность”, “заступничество за крестьян”, щедрость – и в то же время с тонкой иронией показывает несостоятельность барских “принсипов” своего героя. Особенно наглядно это чувствуется в сцене дуэли Павла Петровича с Базаровым. “Дуэль,- писал Тургенев,- введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного преувеличенно комически”.
В конце романа, досказывая историю бесполезной жизни своего героя, Тургенев с некоторым сочувствием замечает: “Жить ему тяжело… тяжелей, чем он сам подозревает”. Но как упрек и осуждение Павлу Петровичу звучат насмешливые слова писателя: “Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя”. Этот серебряный лапоть – вот и вся связь с родиной, какая осталась у “мертвеца” Павла Петровича Кирсанова.
Во многом отличается от Павла Петровича его брат Николаи Петрович.
Он скромен и застенчив, слабохарактерен и чувствителен. Николай Петрович несколько заискивающе любезен с Базаровым, побаивается брата, конфузится перед сыном. В нем много того, что так ненавистно Базарову: мечтательности, “романтизма”. Поэзия, музыка, красота природы покоряют его.
Но в образ Николая Петровича Тургенев вкладывает и другие черты. “Совсем седой, пухленький и немного сгорбленный”, Николай Петрович, смущаясь своей “отсталостью” и живущими в нем “следами барства”, хлопочет о том, чтобы “стать в уровень с современными требованиями”. Он хозяин и агроном. Он гордится тем, что “крестьян устроил, ферму завел”, что его “в губернии красным величают”. С хозяйством у него, правда, не ладится. Безотрадные и бестолковые хлопоты по имению доводят его иногда до отчаяния (“Сил моих нет! – не раз с отчаянием восклицал Николай Петрович.- Самому драться невозможно, “посылать за становым-не позволяют принципы, а без страха наказания ничего не поделаешь!”).
Не ладится у него и с общественной деятельностью. Он, иронически замечает писатель, “трудится изо всех сил… произносит длинные речи” (он придерживается того мнения, что мужичков надо “вразумлять”, частым повторением одних и тех “же слов “доводить их до истомы”).
В идейном плане романа лицо Николая Петровича хорошо определяется его размышлением после “схватки” с “нигилистом” за вечерним чаем: “Мне кажется, что они дальше от истины, нежели мы. а в то же время я чувствую, что за ними есть чтото, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами…