Дети – герои рассказов Васильченко
Настоящая фамилия – Панасенко. Родился на Черниговщине. Учился в учительской семинарии. Работал учителем на Киевщине и Полтавщине. Преследовался властью за революционную деятельность, был арестован. В 1910 году переехал в Киев, работал в газете “Совет”. Принимал участие в Первой мировой войне. В 20-х годах заведовал детским домом, работал учителем в трудовой школе г. Киева. Прозаик. Наиболее известные произведения о детях и для детей: “Непослушный кувшин”, “Цыганка”, “Свекор”, “Басурман”, “Приблуда”, автобиографическая
Болея за судьбу малышни из народа, Васильченко считал, тем не менее, неестественным, изображать их жизнь одними печальными красками… Не следует умышленно гасить бодрость, жизнеспособность, радость жизни… Дети – герои рассказов Васильченко – бодрые, остроумные, полные энергии, сообразительные, любознательные. Жизнь бедняцких детей – бесхлебная и невеселая, от недоедания они худые, аж светятся, становятся печальными
Детский мир маленьких героев, словно капля чистой родниковой воды, вбирает у себя и отражает лучи солнца и тучи жизненные. Девушка Устина (“Василька”) с любовью собирает букет нежных полевых Васильков, чтобы подарить его учителю. Но, узнав о его аморальности, швырнула цветы на порог. Чистая детская душа наполнилась гневом и чувством решительного протеста. Устина уйдет из дома, будет батрачить, лишь бы не видеть никчемных людей, которые облипли грязью. С мягким, доброжелательным юмором писатель изображает образ Василька, который любит “старовать”, то есть серьезно, по-взрослому учить старших (“Свекор”). За внешне благополучным родственным уютом кроется социальная несправедливость.
Не так уж беззаботно живется, родителям и старшим братьям и сестре Василька, которые с утра и до ночи тяжело работают. Их жизнь полная всяческих невзгод, но они умеют пошутить, посмеяться. Мальчика жизнерадостного характера, который любит пофантазировать и хочет постичь пытливым детским умом и сердцем окружающий мир, видим в новелле “Басурман”. Мать, сама не очень верущая, принуждает Семена ревностно молиться. А его совсем не привлекают поклоны и скучное моление перед иконами.
В нем подсознательно, рождается протест против Бога, его не пугает и картина “страшного суда”, которая висит в доме. Немногословные, но глубокие по содержанию, проникновением во внутренний мир героя, обвитые светлой лирической вуалью – такие новеллы Васильченко о детях.