Анатолий Андреевич Димаров: многогранные произведения
Анатолий Андреевич Димаров родился 5 мая 1922 года в Миргороде на Полтавщине в семье учителей. После окончания средней школы был мобилизован в армию. В это время началась Великая Отечественная война, писатель воевал на Юго-Западном фронте, побывал в оккупации, был ранен, после выздоровления некоторое время был партизаном. Весь этот жизненный опыт позднее отразился в его произведениях. В 1949 году он издал первый сборник рассказов “Гости с Волыни”.
На протяжении 1950 – 1951 годов А. Димаров учился в Литературном институте им. М. Горького в
Любимейший жанр писателя в годы творческой зрелости стали “истории” – сельские, местечковые, городские. Начаты они были сборником “Зинын щенок” (1969), что родился в полесском хуторе Малый Тикач, жители которого, как это и случается во всех устоявшихся сельских общинах, “породычались” с большинством человеческих добродетелей и недостатков, согревая и наказывая ими не только соседей, а и самих себя. Эти социально и психологически болезненные вопросы появляются и после знакомства с книгой “Выстрелы Ульяны Кащук” (1978). Эта книга, вместе с предыдущей, вошла в итоговое издание А. Димарова “Сельские истории” (1987). Большинство ее персонажей немолодые люди, им пришлось смотреть в глаза самой страшной беде – насильственной смерти в годы войны. И часто эти люди боялись прежде всего не ее, а осуждения собственной совести. О “чистых” народных натурах, их постепенном вымирании то ли в болоте застойного быта, или в духовно постном грунте современных мегаполисов размышляет А. Димаров в книгах “Местечковые истории” (1987) и “Боги на продажу. Городские истории” (1988). Обе эти книги густо населены людьми, которые большей частью имеют разбитые судьбы. Это свидетельствуют о кризисе ценностей, которые имело государство, а также о игнорировании элементарных ценностей.
Главные мотивы “Городских историй” Анатолия Дммарова – это человек во всем разнообразии его отношений с окружающим миром. По общему пафосу повестей, которые вошли в “Городские истории”, фиксируются разные срезы действительности: комические (“Роман”, “Белые розы, красные розы…”), трагические (“Луноход и Квазимода”. “Детям до шестнадцати”, ” Симон-Скотобоец”), фантастически-условные (“Крылья”). Но больше всего здесь произведений, которые включают в себя взаимоисключающие начала, изображают человека в таком объединении чувств и разногласий, что нет необходимости искать однозначный ответ на вопрос “кто есть кто”: “Квартира”, “Мама Люба”, “Криминальная история”, “К сыну”, “Медали”, “Звоны”. “Боги на продажу”. “Городские истории” побуждают к серьезным раздумьям о причинах тех моральных деформаций, свидетелями которых мы являемся в последнее время о том, какие силы заставляют человека забывать такие важные моральные императивы, как добро, благородство, милосердие. Исследуя эти причины, писатель старается предложить разные ответы на эти болезненные вопросы. Одна из них связывает потерю человеком человечности, прежде всего, с болезнью языковой, что ужасной эпидемией накрыла жителей города (да и села) превращая их, когда-то добрых и кротких, в холодных эгоистов, ослепленных единственным желанием что-то “достать”, “ухватить”, “добыть”.
Произведения Анатолия Димарова – многогранные, разноплановые, и, бесспорно, не могут не привлечь внимания читателя.