Художественное своеобразие романа “Герой нашего времени”
“Герой нашего времени” – первый прозаический социально-психологический и философский роман в русской литературе. Каждая отдельная повесть, входящая в роман, связана с существовавшей уже жанровой традицией: путевой очерк, кавказская повесть, светская повесть. Но в целом “Герой нашего времени” – качественно новое явление, роман, отличающийся остротой в постановке важнейших проблем социального, нравственного, философского плана.
Социальность Романа выражена в том, что действия его героев в конечном счете детерминированы,
Наиболее отчетливо философская проблематика романа проявилась в заключительной повести “Фаталист”. Печорин, впервые в жизни решившийся пожертвовать собой ради других людей, задумывается над вопросами о роли судьбы в жизни человека. Он не приходит ни к каким четким логическим формулировкам, но само направление его размышлений знаменательно: слепую веру в судьбу он решительно отвергает: “Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает”.
Необычна композиция “Героя нашего времени”. Роман состоит из пяти повестей, каждая из которых имеет самостоятельное значение; но в своей совокупности они образуют единое
Произведение, в котором, по словам Белинского, “один герой и одна основная идея, художественно развитая”. Расположены повести не в хронологической последовательности событий. Композиция подчинена задаче постепенно раскрыть характер Печорина. Сначала дается его объективное изображение (“Бэла”, “МаксимМаксимыч”), потшм – субъективное (“Журнал Печорина”, являющийся, по существу, его исповедью). Таким образом, кроме внешнего сюжета в романе есть еще и внутренний, психологический сюжет. С этим же связано и своеобразие стиля романа, сочетающее простоту и непринужденность рассказа Максима Максимыча (“Бэла”), точность в наблюдениях и описаниях рассказчика (” Максим Максимыч “) и сложную психологическую и философскую прозу в “Журнале Печорина”.
Спорным является вопрос о художественном методе романа. Единства взглядов здесь нет. Лермонтов, создавая роман, учитывал уже имеющиеся достижения реалистического искусства. Целый ряд типично романтических образов и ситуаций он изобразил с позиций реалиста. Однако в “Герое нашего времени” явственно ощущаются и романтические тенденции. Характер главного героя, резко противопоставленного другим действующим лицам, показан уже сформировавшимся. Социальные истоки формирования такого характера не выявлены. Ореол исключительности, некоторая загадочность, близость героя к авторскому сознанию – все это не дает возможности говорить о победе реализма в романе Лермонтова. Речь идет не о недостатках, а о художественном своеобразии произведения, в котором сочетаются различные подходы к изображению действительности.