Второстепенные персонажи в комедии А. П. Чехова “Вишневый сад”
На уроках литературы мы читали и анализировали Комедию А. П. Чехова Вишневый сад. Показывая быть дворянской усадьбы, автор знакомит нас с целой группой, коем образом связанных с ней. Это наряду с лакеем Яшей конторщик Епиходов, помещик Сесеонов-Пищик, горничная Дуняша, экономка Варя, гувернантка Шарлотта и лакей Фирс.
Главным образом они играют роль усиления трагедий и комическое начало произведения.
Дуняша и Яша являются показательным примером несоответствия поведения и высказываний героев с их положением. Горничная говорит о себе
Комичное и в то же время грустное впечатление производит в пьесе образ Епиходова, конторщика вишневого сада. Он считает себя “развитым человеком”, читает “разные замечательные книги”, но с трудом выражает свои мысли. Его желание выражаться книжными фразами приводят к построению самых сумбурных фраз, состоящих из вводных слов и лишенных всякого смысла: “Конечно, если взглянуть с точки зрения, то вы, позволю себе так выразиться, извините за откровенность, совершенно привели меня в состояние чувства”. Дуняша дает подходящую характеристику бессвязного языка Епиходова: “Хорошо и чувствительно, только непонятно”. Также конторщик все делает невпопад, неуклюже, за что получил прозвище “двадцать два несчастья”. Он постоянно сетует на то, что у него ничего не получается и валится из рук.
Симеонов-Пищик – помещик, суматошный человек, ни на шаг не отступающий от своего амплуа. Каждый раз, появляясь на сцене, он неизменно просит денег и рассказывает о дочери Дашеньке. Пищик – фигура комическая без всяких оговорок, смешна даже его сокращенная фамилия. Он, как клоун, который, выходя на сцену, должен обязательно показать новый номер. В первом действии Пищик зачем-то глотает пилюли Любови Андреевны, серьезно констатируя: “Все пилюли принял”, в третьем – восхищается Шарлоттой, при этом не утруждая себя изысканными фразами, все его похвалы сводятся к словам “Вы подумайте!” Но он и деликатен (уводит Лопахина от Раневской после известия о Продаже вишневого сада), честен (отдает Долги Лопахину и Раневской), и чувствителен (плачет, узнав об отъезде семейства). Но все же он – душевный, добрый человек, в целом так похожий на Гаева, который над Пищиком смеется.
Довольно интересную роль в пьесе играет высокомерная Шарлотта Ивановна, мастерица выворачивать все серьезное на шуточный лад. Но у нее прорываются горестные реплики: “Так хочется поговорит!”, а не с кем…” Здесь чувствуется что-то от Раневской. Шарлотте не знает, кто она, сколько ее лет, зачем она здесь: “Кто я, зачем я, неизвестно…” Возникает ощущение ее ненадобности. Но именно Шарлотта со своими фокусами, чревовещанием, цирковыми номерами подчеркивает комедийность ситуации. В то время, когда Решается судьба вишневого сада, она с весело демонстрирует фокусы. Все это еще раз доказывает, что А. П. Чехов не напрасно ввел в пьесу такое количество второстепенных героев, ведь они играют важную роль своим присутствием – усиливают трагизм произведения. Также немаловажным является создание своими большей комичности в начале произведения.