Возникновение реализма в Европе, новые возможности реалистической литературы
Реализм – третий по счету метод. Возник в Европе в 30-е годы. Прежде всего во Франции. На это время приходится творчество пожилого Стендаля (Анри Мари Бейль). В 30-е годы Стендаль пишет романы: “Красное и черное”, “Пармская обитель”, “Красное, или Белое” (не завершен). Одновременно со Стендалем во Франции работают Бальзак и Проспер Мериме.
Проспер Мериме – автор романтического романа. Хроники времен Карла IX и рассказы, связанные со современностью. Рассказы, герои которых экзотичны (Кармен – испанская цыганка, контрабандистка).
Для Бальзака – главная тема роль денег в современном обществе.
В английском реализме был Чарльз Диккенс. Начал литературную деятельность с серии очерков. Был репортером, освещавшим работу парламента. “Посмертные записки Пиквикского клуба”, “Оливер Твист”, “Жизнь и приключения Николаса Никльби”, “Домби и сын”. Творчество Диккенса 30-70-е годы. Позже появляется У. Теккерей “Ярмарка тщеславия”.
В Германии ярких реалистов в XIX веке нет. В Америке Марк Твен,
Реалисты в отличие от романтистов тяготели не только к изображению действительности, но и к ее позитивному анализу, выявлению между человеком и обществом социальных и психологических закономерностей. Реалисты объясняли человека через время, постигали движение силы социальными отношениями. Отношения могли строиться по принципу подчинения человека или его противодействия. Характерный герой реалистической литературы – молодой человек, стремящийся утвердить свое положение в обществе, найти свое место в обществе. Во французской литературе герой честолюбив.
Шарль Гранде, Эжен де Растиньяк. Молодые герои Бальзака – провинциальные выходцы из обедневших, разорившихся семей. Таков Растиньяк. Одни могут преуспеть. Из Эжена вырабатывается человек, сделавший состояние. Он банкир. Ш. Гранде. Его отец при Наполеоне делает большое состояние, а в 30-е годы он разорился. Шарль, привыкший к роскоши, оказывается в безвыходном положении. Единственный человек от которого он может получить поддержку – дядя. Дядя скуп. Тогда Шарль отправляется в Индию.
Деньги становятся эквивалентом благополучия. Это время, когда появляется новый герой. Герой в романтизме – яркий индивидуалист, соткан из контрастов. В реализме – появляется человек, который делает себя сам, который завладевает миром, либо погибает в борьбе с тем, что противостоит ему. Человек у реалистов объясняет, почему он поступает так, а не иначе. Реализм не просто объясняет человека и окружающий мир, но и отказывается от заранее известных оценок.
В реализме явления не делятся. Каждый из объектов может заинтересовать реалистов: нищий, банкир, политик, светская дама. Характерный образ – молодой человек, который мечтает покорить мир. Гуманистическое начало или отказ от него во имя успеха. Гуманистическое начало у реалистов часто выступает как стремление к успеху, карьере, нежели сохранении человеческой личности.