В маленьком домике Лаухиной
В маленьком домике Лаухиной на Поварской весной 1828 года жил тринадцатилетний мальчик, только прошлой осенью приехавший из Тархан. Он готовился в Московский университетский благородный пансион. Руководил его подготовкой приглашенный Арсеньевен надзиратель и преподаватель пансиона А. 3. Зиновьев. В этом домике велись занятия, и в течение дня один учитель сменял другого. Лермонтов увлекался театром и сам лепил актеров из воска. Он много читал. У него была толстая тетрадь в голубом бархатном переплете, привезенная из Тархан. В золотом веночке
В Москве у Лермонтова появились новые товарищи, он продолжал поддерживать связь с друзьями детства. Мальчик писал письма в деревню с подробным описанием своих занятий и посылал подарки. Двоюродной сестре Катюше Шан-Гирей он сделал бисерный ящик. “Милая Тетинька, – пишет Лермонтов Марии Акимовне Шан-Гирей в Апалиху. Я думаю, что вам приятно будет узнать, что я в русской грамматике учу синтаксис и что мне дают сочинять;
В пансионе он имел по математике высший балл. Книгу Перевощикова “Ручная математическая энциклопедия” Лермонтов долго хранил после ухода из пансиона, нередко заглядывая в нее уже в Петербурге в школе прапорщиков. Известный переводчик, критик и поэт А. Ф. Мерзляков преподавал эстетику. Он давал Лермонтову уроки также и на дому. Когда Лермонтов был сослан за стихи “Смерть поэта”, Арсеньева говорила: “Ах, зачем это я на беду свою еще брала Мерзлякова, чтоб учить Мишеньку литературе! Вот до чего он довел его”.
На Поварскую, в дом Костомаровой, приезжал отец Лермонтова, Юрий Петрович. В декабре 1828 года Лермонтов пережил здесь немало тяжелых дней. Под одно кровлей встретились и жестоко враждовали два горячо любимых им человека: отец и бабушка.
Мать Лермонтова умерла, когда ему было три года. Семейная жизнь родителей была неблагополучной. Упорная вражда между отцом и бабушкой жестоко мучила Мальчика. Его страдания усилились в Москве, где не могли yе сплетничать о ссорах Арсеньевен с отцом Лермонтова. В маленькой тетради поэта, сшитой тоненьким пестрым Шнурочком, помещено стихотворение “Зачем семья родной безвестный круг я покидал”
В своем завещании, 28 января 1831 года, Юрий Петрович писал: “Благодарю тебя, бесценный друг мой, за любовь твою ко мне и нежное твое ко мне внимание, которое я мог заметить, хотя и лишен был утешения жить вместе с тобою. Тебе известны причины моей с тобой разлуки, и я уверен, что за сие укорять меня не станешь. Я хотел сохранить тебе состояние, хотя и с самой чувствительнейшею для себя потерею, и бог вознаградил меня, ибо вижу, что и в сердце, и в уважении твоем ко мне ничего не потерял”.
Мелко исписанные, измятые листки бумаги со стихами Лермонтова передавались из рук в руки. Эти стихи были хорошо знакомы обитательницам Поварской, Молчановки, Арбата. Многие попадали потом в их альбомы. Образ подростка и юноши Лермонтова живо встает со страниц его творческих тетрадей. Пожелтевшие от времени, они помогают шаг за шагом проследить, как рос и развивался поэт.
Всего сохранилось 16 творческих тетрадей юного Лермонтова. Юношеские тетради Лермонтова сделаны из прекрасной, плотной бумаги. Некоторые в голубых обложках. К этому цвету юноша-поэт испытывал, видимо, особое пристрастие. Все тетради самодельные, сшиты толстыми белыми нитками. Тетради двух размеров: большие, в полный лист, и маленькие, размера обычной школьной тетради. Темно-голубая тонкая глянцевая бумага наклеена на толстую белую, из которой сделана тетрадь. Это очень хорошо видно там, где отклеился уголок или отошел корешок. На обложках кое-где бурые пятна от клея, небольшие чернильные пятна.
В юношеских тетрадях Лермонтова почти отсутствуют рисунки. Есть несколько портретных зарисовок в тетрадях 1830-1831 годов, они наперечет.
Для характеристики Лермонтова-пансионера, того подростка, который жил на Поварской, служит тетрадь 1829 года. Она хорошо сохранилась. У нее есть титульный лист и голубая обложка. Стихи пронумерованы, заглавия старательно выписаны и нередко украшены виньетками. Автор всей душой предан своим друзьям:
Я рожден с душою пылкой, Я люблю с друзьями быть…
Рассуждения на моральные темы в стихотворной форме чередуются с резкой критикой современной действительности. Тетрадь свидетельствует о знакомстве поэта с литературной жизнью Москвы. С начала до конца ощущается присутствие Пушкина – кумира передовой молодежи. Тема искусства, вдохновения в романтическом понимании, характерном для журналов того времени, – центральная тема тетради.
Эта тема переплетается с мотивами любви и дружбы. Элегический тон и налет меланхолии типичны для стихов тетради. Встречаются мифологические сюжеты. Рядом с романтическими настроениями здесь еще можно найти пережитки классицизма. Уже намечается тот душевный разлад, тот отроческий кризис в поисках нового мировоззрения, который обострится в следующем году.
В первых числах июля в книжных лавках Москвы появилась небольшая книжка под заглавием “Стихотворения Пушкина”. Это была вторая часть издания 1829 года; первая вышла немного раньше, в конце мая. Центральной в сборнике является тема поэта в романтической трактовке. Поэт – “жрец искусства”. Вдохновение – “дар неба”, “божественный огонь”, которым поэт-гений отличается от детальных людей. Мысли о высоком назначении поэта часто встречаются в журналах второй половины 20-х годов и особенно ярко выражены в “Московском вестнике”. Поэту – жрецу искусства – посвящено немало стихотворений Пушкина. В его сборник 1829 года включены такие стихи, как “Поэт”, “Пророк”, “Чернь”, “Козлову”. В 1829 году вышел сборник стихотворений Веневитинова, где развивалась та же тема.
Образ поэта в юношеской тетради Лермонтова очень близок к ее лирическому герою. Поэт “возвышенный, но юный”, который поет любовь и славу героям, – это он сам, юноша Лермонтов. Тетрадь начинается с посвящения пансионскому товарищу Сабурову. Стихотворение чуждо духу и направлению всего лермонтовского творчества в целом, но в то же время очень характерно для мальчика Лермонтова – воспитанника пансиона.
Совершенно в духе пансионской морали первое стихотворение рукописного сборника Лермонтова “Посвящение. N. N”