Тема сочинения по циклу рассказов Тургенева “Записки охотника”
Центральным Произведением в раннем творчестве писателя были “Записки охотника”, сыгравшие выдающуюся роль в развитии русской литературы. Здесь Тургенев вплотную подошел к постановке коренного вопроса русской жизни тех лет, подводя читателей к выводу, что именно закрепощенный народ составляет живую душу нации.
Антикрепостническая направленность “Записок охотника” выражалась прежде всего в прямом противопоставлении помещиков и крепостных крестьян. С нескрываемой иронией рисует Тургенев разные типы крепостников с одной
Совершенно иначе нарисованы в “Записках охотника” крестьяне: умный, хозяйственный Хорь, Калиныч с его поэтической натурой, бесконечно терпеливая Лукерья, талантливый Яков Турок, любознательные, одаренные ребятишки из “Бежина луга”. Душевная щедрость, трезвый ум и благородство, высокая духовность и самоотверженность – таковы черты русского национального характера, поэтически воспроизведенные Тургеневым. И именно эти люди, наделенные высокими нравственными качествами, мыслящие и совестливые, обречены были быть “собственностью” того или иного помещика, как правило, тупого и пошлого. Тем самым ярко и убедительно показывалась и доказывалась моральная неоправданность, бесчеловечность крепостного права, нарушавшего основные естественные неотъемлемые права человека.
Рассказы, входящие в единый цикл “Записки охотника”, объединяются благодаря общей идейно-тематической основе и наличию образа охотника, ставшего композиционным стержнем всей книги. Повествователь воспринимается не как условная фигура (безликое, связующее звено), а как одно из действующих лиц, нарисованных в соответствии с требованиями реалистического искусства, Ему придана жизненная достоверность. Это, как правило, очевидец события, которое описывается; отсюда и доверие к его рассказу, возрастающее еще и потому, что он сам вызывает симпатию как личность. Рядом деталей Тургенев подчеркивает его искренний интерес к людям, глубокое уважение к крестьянам-собеседникам, любовь к природе и народной песне и т. д. Через образ повествователя в первую очередь проявляется авторское сознание в “Записках охотника”. При этом чрезвычайно существенно, что охотник вовсе не стремится научить крестьян чему бы то ни было. Напротив, он сам учится у них. Так, беседы с Хорем приводят его к важным выводам о деятельности Петра I, о характере русского человека: “Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. Что хорошо – то ему и нравится, что разумно – того ему и подавай, а откуда оно идет,- ему все равно”. Легко заметить, что в этих словах по существу уже намечен Евгений Базаров. Прочитав первые рассказы из “Записок охотника”, Белинский проницательно заметил, что Тургенев “зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил”.
Пленительные пейзажи, признанным мастером изображения которых был Тургенев, становятся в “Записках охотника” дополнительным средством авторской оценки действительности. Вне родной природы даны помещики; любимые герои писателя, напротив, нарисованы в органическом единстве с нею. Одним из первых Тургенев открыл красоту природы средней полосы России, показал слияние человека из народа с окружающим его миром. Пейзаж у Тургенева не просто некий нейтральный фон. Он играет важнейшую роль в структуре произведения, являясь мощным средством раскрытия авторской концепции.
К “Запискам охотника” примыкают повести “Муму” и “Постоялый двор”, созданные Тургеневым в 1852 г. В них резко противопоставлены крестьянский мир и мир помещиков. В повестях речь идет об огромных возможностях народа и вместе с тем о его напрасно загубленных силах. Таков Герасим (“Муму”), отличающийся не только физической мощью, но и духовной цельностью, твердыми нравственными принципами. Он одерживает моральную победу над барыней и становится воплощением тех положительных черт русского народного характера, которые найдут дальнейшее развитие в русской литературе 60-х годов. Утверждение Величия, талантливости, душевного богатства и красоты простого русского человека, новые принципы изображения народа, замечательное мастерство писателя, искусство пейзажа – все это знаменовало целый этап в истории русского и европейского реализма.
В “Записках охотника” Тургенев прежде всего выяснял значение народного характера в исторических судьбах России. Одновременно он продолжает разрабатывать еще одну проблему, связанную с изучением психологии и идеологии дворянской интеллигенции, ее роли в жизни страны. Началось это еще в его ранней повести “Андрей Колосов” (844), отразилось и в “Записках охотника” (” Гамлет Щигровского уезда”, 848). В новых повестях “Переписка” (844 – 854), “Дневник лишнего человека” (850), “Яков Пасынков” (855) внимание писателя сосредоточено на изображении современного человека с его напряженными философскими исканиями, углубленным самоанализом, носящим даже болезненный характер, оторванным от реальной действительности.
Тема “лишнего человека” не случайно привлекала внимание Тургенева в 50-е годы, когда особую остроту приобретал вопрос о деятелях, способных пробудить русское общество. Тургеневский герой, нарисованный с несомненным сочувствием,- человек мыслящий, образованный. Он глубоко страдает от практической ненужности полученных им когда-то знаний, от одиночества, неспособности и невозможности найти свое место в жизни. Именно от Тургенева берет свое начало самый термин “лишний человек”, который стал определением важного общественно-литературного явления, нашедшего свое отражение в ряде художественных произведений русской литературы.