Тема Родины и патриотическая тематика в творчестве Лермонтова
Новый оттенок в трактовке того же мотива содержится и в известном стихотворении “Выхожу один я на дорогу…” (1841). В нем подводится своеобразный итог долгим раздумьям Лермонтова над проблемой “человек и природа”, о которой много писали и спорили поэты-“любомудры”, Баратынский и др. Стихотворение это, маленькое по размеру (20 строк), совершенное по художественной выразительности и композиционной соразмерности, четко передает развитие поэтической мысли.
Мир природы, полный гармонии (“Спит земля в сияньи голубом…”),
В
Тема Родины проходит через все творчество Лермонтова. Уже в ранней лирике он обращался к ее историческому прошлому (“Два великана”, 1832, и др.). В 1841 г.’он пишет два стихотворения, раскрывающие разные стороны его отношения к отчизне: “П р о – щай, немытая Россия”, в котором выражено гневное презрение к “стране рабов, стране господ”, и “Р од и н а”, где патриотизм поэта проявляется по-новому. “Люблю отчизну я, но странною любовью…” – так начинается это полемическое стихотворение. Странность, необычность заключаются в том, что для поэта уже не имеют цены такие привычные понятия, как военная слава, заветные предания старины… Лермонтов не считал нужным анализировать особенности своего патриотизма: “Но я люблю – за что, не знаю сам…” Для него важнее передать ощущение органической причастности к этому миру русского простора, природы, народа.
Для русской поэзии патриотическая тематика всегда связывалась с гражданским пафосом. А стихотворение Лермонтова – прежде всего лирическое раздумье о родине. В соответствии с этим меняется и стиль. Движение авторской мысли идет от обобщенных, абстрактных понятий к все более и более конкретным образам. И в конце появляются признаки пейзажа, быта, непосредственно связанные с жизнью народа. Таким образом, пейзаж выполняет не функции живописного “фона”, но становится выражением важных социальных, философских и эстетических раздумий поэта. Художественная мысль закономерно обращается к народу, что выражено и стилистически. Это уже новый стиль, появляющийся у Лермонтова, стиль точных слов.
По индивидуальным свойствам своего дарования Лермонтов преимущественно лирик. Он писал и поэмы, и драмы, и прозу. Но все, что бы ни создавал Лермонтов, проникнуто его могучим лиризмом. Богатство содержания, энергия мысли, напряженный психологизм, совершенство художественной формы, музыкальность – все это предопределило важнейшее историко-литературное значение его стихов. В его лирике, как в зародыше, заключены многие открытия русской литературы второй половины XIX в.- и не только поэзии, но и прозы.