Сущность процесса обучения
Сущность процесса обучении – это целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся,
– организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся;
– Овладение научными знаниями умениями, навыками; – формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.
Одним из двух главных процесс, составляющих целостный педагогический процесс является процесс обучения. Это очень сложный процесс объективной действительности,
Процесс обучения обладает множеством функций, среди которых выделяется три самых главных:
1) образовательная – дает детям знание основ наук, формирует умения и навыки; 2) развивающая – это развитие памяти, мышления, внимания, волевой и эмоциональной сфер; 3) воспитательная – формирует эстетическую культуру, морально-нравственную сферу; 4) социальная – формирование личности
Движущие силы обучения – это противоречия.
Основные противоречия в процессе обучения:
1) противоречия между постоянно возрастающими потребностями обществами и процесса обучения; 2) между достигнутым уровнем знаний и теми требованиями, которые предъявляются; 3) между фронтальным изложением материала и его индивидуальным усвоением; 4) между пониманием учебного материала учителем и пониманием его учеником; 5) между теоретическими знаниями и умением использования их на практике;
Закономерности процесса обучения. Закономерность – это объективно-стойкие и существенные связи в учебном процессе, которые обеспечивают его эффективность.
Общие закономерности процесса обучения:
1) закономерность разумного соединения внимания и требования к ребенку; 2) создание условий для получения радости; 3) учет возрастных и индивидуальных особенностей; 4) согласованность единства всех обучающих институтов;
Специфические закономерности:
1) состоит в воспитательном характере процесса обучения; 2) процесс обучения зависит от условий его протекания; 3) во взаимосвязи процесса обучения, развития и воспитания показателем обучения явл. устная речь ребенка; 4) происходит взаимосвязь между процессом обучения и реальными возможностями ученика; 5) активность ученика к процессу обучения.
Схожі твори:
- Развивающая функция обучения Развивающая функция обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. Развивающая функция обучения рассматривалась в работах таких известных педагогов, как И. Г. Пестолоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Л. С. Выгодский, Л. В. Знаков, В. В. Давыдов и др. Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые […]...
- Процесс обучения, его структура и функции Процесс обучения – это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, часть целостного пед. процесса. Процесс обучения строится с учетом возрастных особенностей учащихся. Функции: образовательная (ЗУН), воспитательная (мировозрение), развивающая. Структура. Процесс двусторонний: 1)преп-ние (д-ть уч-ля) 2)учение (уч-ка) Составные компоненты процесса обучения: Целевой (цели и задачи) Содержательный (определяется уч программой). Деятельностный (деятельность педагогов и учащихся) Результативный (оценка, самооценка) […]...
- Вспомогательные формы организации обучения Вспомогательные формы организации обучения направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей учащихся в соответствии с их склонностями и способностями. К наиболее распространенным вспомогательным формам организации обучения относятся факультативы, кружки и клубы. Факультативы являются эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания учащихся. Основная задача факультатива состоит в углублении и расширении знаний, развитии способностей и интересов учащихся, а […]...
- Новые технологии обучения на уроках литературы Методика преподавания литературы в школе сделала шаг вперед в осмыслении целей и задач преподавания литературы. Этот переход характеризуется прежде всего переориентацией учителя от выполнения задачи накопления знаний и литературных фактов к личностно-ориентированному обучению. В современной школе главным является “переживание” знаний, “вчувствование” в текст, сотворческая деятельность учителя, ученика и автора. Начиная с середины 60-х годов, в […]...
- Что представляет собой обучение и каковы его задачи Предметом педагоги как науки является изучение процессов обучения и воспитания личности. Проблемы обучения исследует дидактика. Объектами дидактических исследований являются реальные процессы обучения связи между различными их сторонами. К числу основных понятий дидактики относятся: обучение, преподавание, учение, образование. Обучение – это целенаправленное общение, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта […]...
- Мастерство учителя в активации познавательной деятельности учащихся на уроке Мастерство – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог мастер своего дела – это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах в общей и особенно в детской психологии, в совершенстве владеющий […]...
- Развитие форм обучения в истории педагогики Понятие “форма организации учебной работы” берет начало от лат. forma, что означает “наружный вид”. Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебной работы, которая связана с количеством учащихся временем и местом обучения, порядком его осуществления. Исторически в педагогике эволюционировали следующие формы учебной работы: индивидуальное обучение; индивидуально-групповое обучение; классно-урочная система; Белл-ланкастерская система; Батавская […]...
- Принципы обучения на родном языке по Коменскому Ян Амос Коменский – один из самых выдающихся педагогов-мыслителей. В “Великой дидактике” Я. А. Коменский впервые в истории образования предложил стройную систему школ, аргументируя ее разработанной им же самим возрастной периодизацией развития человека от рождения до зрелости, по Я. А. Коменскому, до 24 лет. I ступенью воспитания и образования детей от рождения до 6 лет […]...
- Психолого-педагогические основы процесса общения В результате проведенного исследования сделаны выводы: для того чтобы добиваться поставленных целей в беседе, в общении в процессе ведения переговоров необходимо знание всех достоинств и недостатков различных типов собеседников. Каждый собеседник одновременно характеризуется по трем полярным факторам: 1) доминантность – недоминантность; 2) мобильность – ригидность; 3) экстраверсия – интроверсия. Крайние типы собеседников встречаются очень редко. […]...
- Специфика педагогического труда Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных или духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом. Труд педагога имеет ряд особенностей, которые обусловлены спецификой учебно-воспитательного процесса. В ходе этого процесса осуществляются передача знаний (т. е. систематизированной информации) обучающимся и воспитание обучающихся. Осуществление учебно-воспитательного процесса возможно тогда, когда педагог […]...
- Ян Амос Коменский. Через главное сочинение Коменского – “Великая дидактика” Красной нитью проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой. Коменский считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. Он указывает, что “точный порядок школы надо заимствовать от природы”, что необходимо исходить из наблюдений “над теми процессами, […]...
- Учебно-педагогический комплекс “Педколледж – детский сад” 129282, г. Москва, ул. Грекова, 3, корп. 1. Тел. 478 33 75, 478 38 98, 478 21 62. Проезд: ст. метро “Медведково”, выход из последнего вагона. Специальности на базе 9 классов (3 гю 10 мес.): преподавание в начальных классах с доп. специализациями: воспитатель в группе продленного дня, учитель начальных классов с правом обучения иностранному языку; […]...
- Проблемы создания и использования обучающих программ Одна из наиболее актуальных проблем компьютерного обучения – проблема создания педагогически целесообразных обучающих программ. Имеющийся опыт разработки и использования пакетов прикладных программ для компьютерного обучения свидетельствует о том, что они представляют собой эффективное средство обучения для учителя-предметника. По своему целевому назначению машинно-ориентированные обучающие программы разнообразны: управляющие, диагностирующие, демонстрационные, генерирующие, операционные, контролирующие, моделирующие и т. д. […]...
- Проблемное обучение и его цели Цель Проблемного обучения – усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов (овладение способами познания), она включает еще и формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер школьника, развитие его индивидуальных способностей, то есть в проблемно-развивающем обучении акцент делается на общем развитии школьника, а не на трансляции готовых […]...
- Средства и методы педагогического воздействия на личность Специфика педагогического общения, средства и методы педагогического воздействия на личность в значительной мере предопределяются особенностями учебно-воспитательного (педагогического) процесса. В ходе этого процесса, как уже отмечалось, осуществляются передача знаний обучающимся и их воспитание. Учебно-воспитательный процесс схематично можно представить следующим образом: 1) педагог убеждает учащихся в необходимости изучения определенной дисциплины; 2) педагог передает учащимся необходимые теоретические знания […]...
- Специфика психического развития ребенка Что же такое развитие? Чем оно характеризуется? В чем принципиальное различие развития от всяких других изменений объекта? Как известно, объект может изменяться, но не развиваться. Рост, например, это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Есть процессы, которые колеблются в пределах “меньше-больше”. Это процессы роста в собственном и подлинном смысле слова. Рост […]...
- Социокультурная обусловленность развития современных концепций воспитания Социологи отмечают, что за последние годы произошли существенные сдвиги в переориентации детей и подростков молодежи на ценности западной культуры за счет вытеснения зарубежных фильмов, клипов, мультфильмов работает на присвоение детьми ценностей западной культуры, причем далеко не самых лучших. Исходя из обобщенного представления мирового сообщества об облике человека XXI века, целью нового воспитания должно стать содействие […]...
- Описание процесса работы из собственных наблюдений, в научном стиле Прежде чем приступить к работе за обычной швейной машиной, нужно хорошо выучить ее конструкцию, в частности отдельных узлов, последовательность работы, а уже потом начать работу. Читая инструкцию, обратите внимание на раздел “Назначение машины”, где четко расписаны все ее возможные функции, это понадобится в практическом применении. Начинать обучение лучше на “Чайке” – обычной, без электрического повода […]...
- Влияние обобщающего повторения на качество знаний учащихся В процессе обучения математике важное место отводится организации повторения изученного материала. Необходимость повторения обусловлена задачами обучения, требующими прочного и сознательного овладения ими. Указывая на важность процесса повторения изученного материала, современные исследователи показали значительную роль при этом таких дидактических приемов, как сравнение, классификация, анализ, синтез, обобщение, содействующее интенсивному протеканию процесса запоминания. При этом вырабатывается гибкость, подвижность […]...
- Описание процесса работы из собственных наблюдений в художественном стиле. Бабушкины пирожки Уже на пороге уютного жилья моей бабушки я улавливаю запах пирожков. Ох, эти пирожки! Они такие вкусные! Мы все ее внучки только и хотим скорее приехать к ней в гости на пирожки. Так как ее пирожки, это наше убеждение, – это непревзойденное кулинарное произведение искусства. Бабушка знает, как мы любим ее пирожки, поэтому всегда к […]...
- Вопрос о роли творчества Пушкина в освободительном движении При решении вопроса о роли творчества Пушкина в освободительном, движении его времени необходимо учитывать значение искусства как особой формы общественной деятельности, обусловленной его художественной спецификой. ” Пушкин, прочитав стихи Державина: За слова меня пусть гложет. За дела сатирик чтит Заметил: “Державин не совсем прав: слова поэта суть уже его дела”. В силу этого роль Пушкина-художника, […]...
- Специфика педагогического общения Общение принято рассматривать как процесс взаимосвязи и взаимодействия между людьми и социальными группами, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, умениями и навыками, а также результатами деятельности. Общение является важнейшим условием формирования и развития личности. Педагогическое общение – это общение педагога с учениками в целях осуществления учебно-воспитательного процесса. В процессе педагогического общения происходят передача и усвоение […]...
- Краткое изложение о ранних годах обучения Крылова По всем имеющимся сведениям, грамоте И. А. Крылова учила мать, она следила за его занятиями. Видимо, по ее настоянию Андрей Прохорович устроил сына учиться французскому языку. Но ненадолго. Как только отец решил, что можно определить мальчика на службу, то не только прекратил занятия, а, как мы видели, даже стал запрещать ему читать книги. После смерти […]...
- Подъем культуры, литературы, науки в эпоху Ренессанса и барокко Период Ренессанса – Возрождение – охватывает XIV-XVI века. Понятие ренессанса возникло в процессе развития мировой цивилизации, который разделял историю на 3 эпохи: античность, средневековье и ренессанс – возвращение к античности. Тогдашние гуманисты пытались освободить культуру от средневековой стереотипности, приблизить ее к античным идеалам прекрасного. Для этого, прежде всего, нужно было знание древних языков, ведь только […]...
- Нужен ли Сократ и его философия обществу Жизнь – это философия и практика мудрости и познания. Как мы познаем и создаем окружающую действительность, такой и будет жизнь. В дискуссии Сократа и Феогена, я считаю, правым Сократа. Почему? Так как истина в том, что наше “мы” состоит из тысяч “я”, и какими будут эти “я” – таким будет “мы”. Жизнь – это борьба […]...
- Обучение чтению, письму с помощью В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, […]...
- Произведение о Человеке: Николай Самокиш Свыше одиннадцати тысяч произведений живописи, графики, монументально-декоративного искусства создал академик живописи Николай Самокиш. Исследована его батальная живопись, а вот наследие в области графики и монументально-декоративного оформления освещены пока что мало. А именно фольклорно-этнографические интересы Самокиша заметно повлияли на формирование его как художника. Родился Николай Семенович в Нежине на Черниговщине. Однако постоянная бедность заставила отца-почтальона отдать […]...
- Профессиональные и духовно-нравственные качества учителя литературы Личность учителя литературы: Современного творческого учителя литературы отличает прежде всего высокий уровень идейно-нравственного сознания, являющийся надежной гарантией активизации его творческих усилий. Ему характерны такие качества: объективность, активность, разносторонность, целеустремленность, интегративность, комплексность, динамизм, гибкость, мобильность, аналитичность, самокритичность и критичность. Как показывает жизнь, успех сопутствует в работе только тем учителям, у кого и общечеловеческие качества, и профессиональные, […]...
- История русской педагогики в творчестве П. Ф. Каптерева Каптерев исследовал важнейший период русской педагогики и школы – после отмены крепостного права и начала первой мировой войны. Он научно объяснил происхождение общественно – педагогического движения, указал его источник и причины, а так же его влияние на последующее развитие отечественной педагогики и школы. Каптерев выдвинул концепцию о борьбе двух педагогик – консервативной и прогрессивной – […]...
- Размышляя о творчестве Василии Шукшине Размышляя сегодня о Шукшине, нельзя не вспомнить эти строки. “Портрет” Шукшина в нашем сегодняшнем восприятии действительно изменился. Тот факт, что незавершенное на самом деле мы вынуждены волею обстоятельств рассматривать как завершенное, заново формирует в наших глазах “композицию” его творческого наследия, заставляет осмысливать те или иные его составные части без учета их возможного развития. Определенные трудности […]...
- Сочинение (биография) – Вильям Гершель Вильям Гершель (1738-1822) – английский астроном, основоположник звездной астрономии, член Лондонского королевского общества (с 1781 г.) . Родился в городе Ганновере (Германия) в семье военного музыканта, получил домашнее образование (учился музыке, языкам) . В 1757 г. он уехал в Англию, где стал музыкантом – педагогом. В 35 лет Гершель увлекся астрономией, изучил ее самостоятельно и […]...
- Как писать сочинение по наблюдениям в начальной школе Наблюдательность очень важна для развития речи. Школа организует систему наблюдений природы, отдельных предметов и процессов. Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблюдений. Это сочинения_ описания. Работая над развернутым описанием, ученики выявляют признаки наблюдаемых предметов, выделяют существенные признаки, синтезируют. Описания приучают школьников к высокой точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения, четкости в […]...
- Логические схемы и конспекты на уроках зарубежной литературы С развитием компьютеризации, телевидение общество теряет читателя художественной литературы. Современная молодежь отдает предпочтение Интернету, видеофильмам (часто сомнительного качества и содержания), а классическая литература (конечно, не массовая, бульварная), не входит в круг ее увлечений. Это парадоксально: возникает дисгармония в умениях, знаниях и общих качествах человека. Но, к сожалению, это факт. И с этим приходится сталкиваться прежде […]...
- Развитие образного мышления школьников на уроках литературы Важнейшей задачей преподавания литер в школе является создание опред картины мира, которая должна стать живым образом мира, где мир не раскладывается на классификационные “полки”. Живое знание, которое должны получить дети из художественной литературы, строится на связи образования, науки и искусства. Лит образование и развитие учащихся основывается на синтезе эмоционального и рационального, логического и образного восприятия, […]...
- Методические приемы, способствующие накоплению словарного запаса за счет имен прилагательных Учитель должен строить уроки так, чтобы вооружать младших школьников прочными знаниями, умениями и навыками, оказывать на детей средствами изучаемого материала сильное воспитательное и развивающее воздействие. Важным условием полного достижения образования воспитательных целей, предусмотренных программой, является соблюдение принципов преемственности, а также установления и реализации межпредметных связей. В этом отношении большую роль играют уроки чтения и русского […]...
- Литературная критика: Тема школы для немецкой литературы Тема школы, традиционная для немецкой литературы,- одна из сквозных тем романа. Старая школа – исходная точка пути героя, новая – знак коренного поворота в его жизни, связанного с поворотом истории. С первых же послевоенных дней литература на востоке Германии обратилась к проблемам строительства новой жизни, воспитания нового человека. Ее путь отмечен все более глубоким проникновением […]...
- Литература как одно из важнейших проявлений человеческой культуры Литература Как одно из важнейших проявлений человеческой культуры существует не просто в виде отдельных литературно-художественных произведений, а как форма общественного сознания, явление социально-исторического характера. В процессе исторического развития в социально-экономической, политической и культурной жизни общества происходят изменения, которые предопределяют и разнообразные изменения в литературе: обновляют, как принципы отображения жизни писателями, мировоззренческие и идеологические постулаты, темы […]...
- Тема “горячего сердца” в произведениях Островского В творчестве Островского 70-80-х годов важное место занимает тема “горячего сердца”. Неустанно разоблачая “темное царство” даже в новом облике европеизированных буржуа, драматург утверждал в своих произведениях высокие нравственные принципы, искал в русской жизни силы, которые хотя бы в моральном отношении могли бы противостоять стихии безудержного хищничества, унижения человеческого достоинства. В этих поисках он ориентировался прежде […]...
- Украинская педагогика второй половины XIX – начала XX веков Развитие образования на Украине в конце XIX – нач. XX в. было контрастным явлением: в то время как немногочисленная прослойка общества пользовалась благами высшего образования, значительная часть населения оставалась неграмотной и далекой от культуры. Положение немного улучшилось после отмены крепостного права в 1861г., когда ответственность за развитие образования взяли на себя земства. Повысился уровень учителей, […]...
- Афоризм и парадокс в рассказах Шукшина Шукшина интересуют не всякие проявления характеров и не любые способы их изображения. Подробное и ровное описание чувств и поступков героев ему чуждо. Его излюбленный тип изобразительности – афоризм, дерзкий и изящный парадокс. Поэтому определенные стороны человеческих характеров, которые он находит нужным акцентировать, он берет как бы на “отрезке” их наиболее интенсивного проявления и смело оттеняет […]...