Сравнение сюжета: “Мцыри” и “Боярин Орша”

Существенное отличие сюжета в ” Мцыри ” от близкого к нему из “Боярина Орши” заключается в гораздо более глубокой и последовательной мотивировке душевных движений героя. Лермонтов перенес теперь своего героя из отвлеченной Испании (“Исповедь”), из условного средневековья Литвы (“Боярин Орша”) на Кавказ, в благодатную Грузию, и это помогло ему достичь “прозрачной ясности и целости в пленном отроке, рожденном на свободе”. Величественная красота Кавказа подчеркивала силу устремления героя к высокому, к борьбе за свободу.

То, что Лермонтов использовал в сцене с барсом эпизод грузинской поэмы Шота Руставели ” Витязь в тигровой шкуре “, а также распространенную в Грузии песню о тигре и юноше, также содействовало жизненности героя. Метод, выработанный в предшествовавших “Мцыри” реалистических произведениях, сказался и в том, что Лермонтов отошел от “вершинной” композиции, достиг большей эпичности, лаконизма слога, добился исключительной стилистической выразительности в изображении характера.

Но при всех этих признаках, обнаруживающих воздействие на поэму реалистического метода, “Мцыри” – характернейшее явление

романтической литературы. Наличие одного-единственного героя, в котором воплощен абстрагированный от конкретной социально-исторической действительности “любимейший идеал” – человек, рвущийся к свободе, типизация путем раскрытия его внутренних переживаний, условный сюжет, развернутый патетический монолог, напряженность, гиперболичность переживаний, резко волевая интонация – все это определяющие черты именно романтической поэмы.

Белинский восторженно писал, что в “Мцыри” “этот четырехстопный ямб с одними мужескими окончаниями, как в “Шильонском узнике”, звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы. А между тем, какое разнообразие картин, образов и чувств!.

В соответствии с традициями романтизма цельность личности Мцыри (как и героев “Исповеди” и “Моряка”, как Арсения из “Боярина Орши”, а также купца Калашникова) связана с представлением о “естественном человеке”, живущем “с природой жизнею одной” (Арсений), которому “внятен” ее “разговор” (Мцыри). Все они – жертвы бесчеловечности и гнета, против которых восстают.

Автор следовал в “Мцыри” традициям романтизма декабристской литературы, южных поэм Пушкина и поэм Рылеева. Активность романтизма “Мцыри” в том, что в характере героя типизированы объективные тенденции развития русской действительности, хотя и неосознанные и не показанные в своей социально-исторической конкретности.

“Мцыри” соединяет в себе традиции обеих разновидностей декабристской романтической поэмы – поэмы Пушкина и Рылеева. Это слияние оказалось возможным в творчестве поэта, идеологически близкого декабристам и отражающего подекабристскую действительность. Вместе с тем “Мцыри” отличается от поемы Рылеева – в ее основе лежат не чисто политические идеалы, а прежде всего психологические переживания человека, борющегося за свою свободу, а от пушкинских романтических поэм – отсутствием в характере героя эгоизма. Примечательно, что Мцыри чужда какая бы то ни было рефлексия, так характерная для других героев Лермонтова – для Демона и Печорина.

Поэт шел через романтизм к реализму не прямолинейно, а сложным и противоречивым путем, пытаясь подняться над героем и показать его объективно. К году написания “Песни…” относится начало работы Лермонтова над “Героем нашего времени”, законченной в 1839 году. В романе демонический характер центрального героя изображен последовательно-реалистически, хотя и не свободен от элементов романтизма.

Уже после “Маскарада” и “Княгини Литовской”, работая над “Героем нашего времени”, Лермонтов пишет шестую редакцию “Демона”, помеченную 8 сентября 1838 года, существенно отличающуюся от предыдущих, но по-прежнему романтически трактующую образ главного героя. Надеясь опубликовать поэму, Лермонтов вплоть до последнего года жизни вносит в нее значительные поправки.

Необходимость выразить предельную напряженность душевной жизни героя, исключительную силу его отрицания и вместе с тем устремленность к иному, незнакомому в своих конкретных очертаниях, но неизбежному миру, противостоящему отрицаемому, заставила Лермонтова вернуться к романтическому изображению. Отрицание окружающего и жажда жизни в реалистическом изображении неизбежно снижались, мельчали,- проявление характера не могло не быть узким, ограниченным сферой личных отношений, так как типизация объективной действительности неизбежно приводила к установлению внутреннего бессилия “лишнего человека”.






Чим я можу бути корисним моїй україні.
Сравнение сюжета: “Мцыри” и “Боярин Орша”