Сравнение эпизодов “Чичиков у Ноздрева” и “Чичиков у Коробочки”

“Ну, баба, кажется, крепколобая” подумал Чичиков, Н. В. Гоголь Поэма Николая Васильевича Гоголя ” Мертвые души ” гениально отразила время и лица помещичье-крепостнической России 30-х годов XIX века. Это был период, когда крепостничество терпело крах, назрел кризис системы, но помещики отчаянно цеплялись за свои привилегии, позволяющие им безбедно существовать за счет рабского труда подневольных крестьян. Поэма построена в форме путешествия, позволяющего автору показать всю Россию с ее бедами и тяготами, выявить причину бедственного

положения народа и с помощью сатиры обличить пороки существующего строя.

Павел Иванович Чичиков – мошенник, задумавший составить капитал, пользуясь несовершенством общественного строя России. Путешествуя по южным губерниям, он пытается дешево скупить мертвых крестьян, не прошедших ревизской сказки (переписи) и считающихся живыми, чтобы впоследствии заложить фальшивые документы в банк и получить под них деньги, выгодно жениться, разбогатеть, не затрудняя себя общественно полезным делом. Чичиков встречается с крепостниками-помещиками, и здесь Гоголь показывает, до какой “гадости и мерзости может дойти

человек” в погоне за деньгами и собственным благополучием.

Покинув Манилова, Чичиков попадает к Коробочке – достаточно зажиточной помещице, рачительной хозяйке, готовой про давать “мясо, птицу, пеньку и мед”, но не отказавшейся и от торговли мертвыми душами крестьян. Причем “дубиноголовая” Настасья Петровна “решила”, что для этого придется выкапывать гробы, и это ее не останавливает. Она готова на все, лишь бы получить деньги. “Нешто хочешь ты их откапывать из земли?” Чичиков прекрасно понял натуру Коробочки и разговаривал с ней “с большею свободою, нежели с Маниловым”. Чичиков не церемонится.

Ему надо продолжать начато дело, и, коль он заехал к Коробочке, надо вести дело с ней л Иванович позволяет себе прикрикнуть на помещицу, когда отвлекается от интересующего его дело. Настасья боится продешевить, все остальное не беспокоит. Она, “женщина пожилых лет, в каком-то К льном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из матушек, небольших помещиц, которые плачутся на убытки и держат голову несколько набок, а между тем обирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов”. Коробочка крепкая помещица, она живет натуральным хозяйством, но прекрасно знает власть денег. Поражаешься жадности Настасьи Петровны: зачем ей деньги, ведь у нее нет детей, кому бы можно было передать капитал, кого нужно было выводить в люди. Бессмысленность накопительства Коробочки почти зловеща.

Она копит деньги ради их самих, не боится продавать мертвых крестьян – лишь бы получить деньги. Этот эпизод имеет большое значение в композиционном построении поэмы “Мертвые души”. Постепенно Гоголь покажет, как жажда наживы, составление капитала любыми средствами, безмерная эксплуатация крестьян вытравляют душу самих помещиков. Они теряют человеческий облик, душевную теплоту, превращаясь в “настоящих мертвых душ”.

Гениальность Гоголя заключается в том, что он увидел нарождающийся класс капиталистов, показал их кровную связь с крепостниками, у них единая природа – беспощадная эксплуатация человека ради собственной наживы. Но Гоголь не был бы истинным художником, если бы не увидел сам и не показал своим читателям путей возрождения России, поэтому в конце первого тома поэмы появляется светлый образ “птицы-тройки” – России, которая все же преодолеет все трудности и сумеет возродиться, встать вровень с другими странами. Гоголь не был фантастом, он не мог предсказать, как скоро это случится, поэтому образ “тройки” символичен. Это почти мечта автора о прекрасном будущем отечества. “Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, остораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства”.

Большинство помещиков, вырождаясь, мучаясь, терзая окружающих, живут иллюзорными представлениями о действительности и самих себе. Таким помещиком является Ноздрев, случайно встреченный Чичиковым на постоялом дворе. Он не имеет никакого понятия о достоинствах человека, правилах общения и нормах морали. Автор называет его “историческим человеком”, ибо он постоянно попадает в истории: ” …или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели”. Описывая Чичикова прекрасным психологом, умеющим сразу же понять натуру человека, с которым ему предстоит вести дела, автор показывает, что и Павел Иванович ошибся, сделав ставку в своем мошенничестве на Ноздрева.

“А что ж, – подумал Чичиков, – заеду я в самом деле к Ноздреву. Чем же он хуже других. Такой же человек, да еще проигрался. Горазд он, как видно, на все, стало быть, у него даром можно кое-что выпросить”. Не будь Павел Иванович настолько алчен, он бы внимательнее пригляделся к Ноздреву, понял, что с ним невозможно вести никаких дел. Он продаст, обманет, разнесет слух по всей округе, да еще и приврет “три короба”, что в общем-то и случилось. Ноздрев навязывает окружающим совершенно непонятную форму общения “Ноздрев во многих отношениях был многосторонний человек, то есть человек на все руки.

Чичиков понял, что очень гадал, связавшись с этим вралем. Ноздрев имеет привычку сманивать к себе очередного “приятеля”, навязывать ему “сделки”, а когда тот отказывается, избивает его, призывая на помощь своих крепостных. Так, Чичикову он предлагает отдать мертвые души даром, но предварительно купить жеребца за 4 тысячи, купленного якобы им самим за 10 тысяч рублей. Ноздрев забросил свое хозяйство, повесничает, ездит по ярмаркам, трактирам, проигрывая те гроши, которые собирает со своих разоренных крестьян. Бывает, правда редко, когда ему везет – попадается простак, которого удается обыграть в карты, тогда Ноздрев покупает всякую всячину, но не довозит этого до дома, так как тут же проигрывает более удачливому заезжему шулеру. Чичиков не знает, как отвязаться от слишком навязчивого приятеля, который почти “прибил” Павла Ивановича.

И, если бы не приезд исправника, быть бы “нашему искателю приключения” с синяками. В эпизоде, описывающем посещение Ноздрева Чичиковым, Гоголь показал очередного опустившегося помещика из “галереи типов”. Несмотря на бурную деятельность, Ноздрев представляется “мертвым” для общества. Он суетится, доставляя всем неудобства и неприятности. Можно легко представить, как плохо живется крестьянам у такого помещика-баламута, ничем полезным не занимающегося, не дающего сосредоточиться на Деле и другим.

Буйное “гусарство” Ноздрева наводит на мысль, что, служи он в армии, и там бы не было от него никакой пользы, а лишь один вред. Смех писателя сатирически, ненавязчиво обличает нравы крепостнического строя. Читателям становится ясно, Как никчемны, бесполезны и даже социально опасны Ноздревы, веющие власть над людьми. Они расправляются даже с равными себе, а что могут творить с подневольными крестьянами, догадаться, узнав причину приезда капитана-исправника: Вы находитесь под судом до времени окончания решения по вящему делу… Вы были замешаны в историю, по случаю нанесения помещику Максимову личной обиды розгами в пьяном виде”.

Чичикову повезло: приезд офицера избавил Павла Иванова от участи многих “приятелей”. Чем дальше читаешь поэму Гоголя “Мертвые души” сквернее становится на душе: время идет, а нравы почти не меняются. И автор гениально предвидел: “…может быть, низов его характером избитым, станут говорить, что теперь нет у” Ноздрева. Увы! Ноздрев долго еще не выведется из мира…”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Сравнение эпизодов “Чичиков у Ноздрева” и “Чичиков у Коробочки”