Сочинение анализ романтических поэм Пушкина
Поэмы, созданные на юге, принесли Пушкину широкую известность: о них спорили, им подражали, их использовали в качестве аргументов в литературной борьбе эпохи. Южные поэмы – высшее достижение Пушкина-романтика, но в них намечается и начало нового этапа в его творчестве.
В 20-е годы XIX в. романтизм как литературное направление чаще всего связывался с именем Байрона. Пушкин хорошо знал его творчество, был увлечен и самой личностью английского поэта и его героями. Байронические герои – это люди неудовлетворенные и тоскующие, разочарованные
В самой первой южной поэме “Кавказский пленник” (1820-1821) у Пушкина намечается своя концепция человеческой личности, свое отношение к “байроническому
К числу южных поэм относятся и “Братья разбойники” (1821 – 1822). Произведение это было написано Пушкиным на материале чисто русской действительности и, как писал поэт Вяземскому, основано на действительном происшествии. Полный текст поэмы до нас не дошел: Пушкин сжег его в 1823 г. Сохранившийся отрывок дает основание предполагать, что поэма отличалась острой социальной направленностью. Характерно обращение Пушкина к поэтике фольклора, использование элементов устного народного творчества. Изображение разбойников, людей, отверженных обществом и поднимающихся на борьбу с ним, было характерно для романтизма с его интересом к героям необычным, гордым, непонятым и свободолюбивым.
Одновременно с “Цыганами” Пушкин писал 3 главу “Евгения Онегина “, где дана прямая и четкая характеристика героя, которого
“Лорд Байрон прихотью удачной Облек в унылый романтизм И безнадежный эгоизм”.
“Безнадежный эгоизм” романтического героя отчетливо раскрыт в “Цыганах”. То, что было только намечено в “Кавказском пленнике”, прояснилось и для самого Пушкина, и для его читателей в “Цыганах”. Суровый приговор старика-цыгана, отца Земфиры, изгоняющего Алеко из табора: “Оставь нас, гордый человек! //… Ты не рожден для Дикой доли, // Ты для себя лишь хочешь воли…”- приобретает характер обобщающего обвинения герою-индивидуалисту. Вместе с тем Пушкин далек и от идеализации “естественного” мира цыган, противопоставленного испорченному цивилизацией Алеко. Впоследствии Белинский, объясняя суть идейно-творческих исканий Пушкина, подчеркивал, что высший идеал человека “может реализоваться только в существе сознательно разумном…”. Преодоление “руссоистской” тенденции было важным этапом в эволюции художественного мышления Пушкина.