Синонимы. Самостоятельная работа
Материал для коллективной работы по теме Ошибки в выборе нужного слова из синонимического ряда.
1. Гиляровский обладал огромным телосложением и не менее огромной добротой.
2. Наташа неподдельно любила Анатоля.
3. Княжна Марья несет в себе настоящие человеческие ценности.
4. Сам автор замечает у Базарова его интеллектуальное начало, ум и самосознание. Павел Петрович же – аристократически избалованный человек.
5. В письмах можно выражать все: чувства, эмоции, переживания и, конечно же, любовь.
6. В 1986 г. создается новый фонд
7. По-моему, Гоголь и добивался показать свой Петербург смешным.
8. У Татьяны большое воображение.
9. Чацкий же отказ Софьи счел как личную обиду.
10. Автор вспоминает свое детство, юность, молодость. О том времени, когда все казалось пропитано и наполнено счастьем и беспечностью.
Задания для самостоятельной работы
1) Прочитайте текст. Объясните значение выделенных слов, подберите к ним синонимы. Чем отличаются от данных слов (по смыслу или по стилю) найденные вами синонимы?
Прекрасный человек Иван Иванович! Он очень Любит дыни. Это его любимое Кушанье.
2) Письменно объясните, чем различаются по смыслу (если различаются) следующие синонимы: Доход, прибыль, выгода. Составьте с каждым из них предложения.
Зачетная работа
Исправьте допущенные ошибки:
Вариант 1
1. Простаковы наполнены неприемлемыми для автора чертами.
2. Это зачастую можно истолковать неумением признавать собственные ошибки.
3. Воин издал последний звук и умер.
4. Во 2-й главе содержится маленькое описание жизни Мцыри.
5. Если бы Гринев рассказал ее имя, его могли бы оправдать.
Вариант 2
1. Солоха придумала хитрый способ решить сложную ситуацию.
2. Вдруг стукнула молния.
3. Это был человек хладнокровный ко всему происходящему.
4. Шариков берет пример со Швондера, говорит его высказывания.
5. Художник всю жизнь делал свои грандиозные творения.
Схожі твори:
- Самостоятельная работа “Определение лексического значения слова” 1) Прочитайте определения значений слова “утка” и сформулируйте правильные определения значений этого слова для следующих сочетаний: Дикая утка, газетная утка. А. Утка – низкая птица. Б. Утка – 1. Живое существо, любящее свободу. 2. Блюдо этого жареного существа. 2) Исправьте ошибки, допущенные в определениях терминов. В случае затруднения обратитесь к словарю литературоведческих терминов. А. Мифы […]...
- Паронимы. Зачетная работа Этап 1. Прочитайте предложения с ошибками в употреблении паронимов. В скобках после предложений даны правильные слова в нужной форме. Письменно объясните разницу в значениях паронимов. Вариант 1 1. Ребята знают об опасности, которая предостерегает Гену (подстерегает). 2. Он продолжал работать, не давая себе отчета в том, что делает (не отдавая). 3. Они закостенели в своем […]...
- Зачетная работа по разделу “Лексические ошибки” Задание: Найдите ошибку, определите вид ошибки и исправьте ее. Вариант 1 1. Характер у Маши скромный, девичий. 2. В Карелии есть чистые, плодородные рыбой реки. 3. Еще до замужества телеграфист Желтков писал Вере любовные письма. 4. Маша была богоугодной девушкой. 5. Маяковский посвятил этим событиям большой промежуток в своей поэзии. 6. На балу Онегин решает […]...
- Порядок слов. Зачетные работы Вариант 1 Он, не, посадил, старика, на, осла. – Составьте из этих слов столько предложений русского языка, сколько возможно, если менять только порядок слов, не меняя формы. Например, Можно : “Он не осла посадил на старика” (изменен только порядок слов). Нельзя : “Он старика посадил на осла не” (в русском языке отрицательная частица не может […]...
- Работа над сочинением во 2-ом классе Сочинения во 2-ом классе – это небольшие сюжетные рассказы, в которые со второго полугодия можно вводить элемент описания. Проводятся они как в устной, так и в письменной форме на протяжении всего учебного года. Устному рассказу, как и сочинению, нужно обучать. Устные рассказы вначале составляются коллективно и служат образцом для индивидуальных рассказов, которые рекомендуется проводить лишь […]...
- Это сладкое слово – работа Использование телефона как средства поиска работы – один из составных элементов подхода. По телефону можно использовать значительно большее число возможностей трудоустройства, чем при рассылке писем. Некоторые соискатели, возможно, предпочтут сосредоточиться на рассылке писем, а не на телефонных звонках. Они могут не уметь пользоваться телефоном, не знать, как разговаривать с работодателями и поэтому часто будут испытывать […]...
- Работа над сочинением в 3-ем классе В 3-ем классе учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к этим работам предъявляются более высокие требования. Свои усилия учитель направляет на то, чтобы научить учащихся: 1. писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об экскурсиях, работе, наблюдениях. 2. Написать рассказы о случаях из своей жизни. 3. Писать рассказы по одной картине и по […]...
- Неоправданно неполные высказывания Этот вид ошибки не требует особых комментариев. Причины пропуска слов – или невнимательность, или влияние разговорного стиля речи. Предлагаемые ниже ошибки, надеюсь, можно легко исправить и без подсказки учителя. Примеры характерных ошибок 1. Гринев был очень ранен. – Пропущено слово “сильно”. 2. Автобиография – это рассказ автора собственной жизни. – Пропущен предлог О. 3. Гагарин […]...
- Отглагольные существительные. Самостоятельные работы Задание: Исправьте ошибки в употреблении отглагольных имен существительных. Вариант 1 1. Еще он являлся критиком, чье анализирование было всегда точно и тонко. 2. Отец и сын – это разные люди, не способные на полное взаимоотношение и взаимопонимание. 3. У каждого свои вкусы и усмотрения на жизнь. 4. У героев рассказа было разочарование в жизни. 5. […]...
- Канцеляризмы и наукообразная речь. Зачетные работы Задание: Исправьте ошибки; устно объясните свои исправления. Вариант 1 1. Левша был достаточно добрый и мудрый человек. 2. Его разговор с Юлей явился ей оскорблением. 3. Вся жизнь Собакевича пронизана неуклюжестью и грубостью. 4. В христианском вероисповедании есть такое обстоятельство, как посещение церкви и замаливание грехов. 5. Соня является чистотой, милостью, а Раскольников напротив. 6. […]...
- Работа Гоголя над языком поэмы “Мертвые души” Для того чтобы понять Гоголя как мастера художественного слова, как великого писателя-реалиста, целесообразно обратить внимание еще на одну сторону при изучении языка “Мертвых душ”: на работу Гоголя над текстом поэмы. Сопоставление канонического текста отдельных мест поэмы с первоначальной редакцией вскрывает процесс работы Гоголя над словом и убеждает в том, что перед, нами великий художник-реалист, стремящийся […]...
- Работа и история замысла произведения “Капитанская дочка” Работа над “Капитанской дочкой” завершилась 19 октября 1836 года. Вчерне роман был написан еще 23 июля. Но затем Пушкин занялся его перепиской, внося необходимые поправки и уточнения. Последние страницы подготовлялись к печати именно в этот знаменательный для Пушкина юбилейный день – исполнялось двадцать пять лет со дня открытия Лицея. Пушкин собирался печатать роман в четвертом […]...
- Причастия. Самостоятельные работы Задание 1: От данных глаголов образуйте все возможные причастия. Получившиеся причастия разберите по составу и укажите морфологические признаки. С одним из получившихся причастий составьте предложение с причастным оборотом, относящимся к дополнению. Вариант 1 : Мочь, сделать, бить, обняться, разглядеть. Вариант 2 : Выкрасить, вернуться, развернуть, заколотить, видеть. Задание 2: Исправьте ошибки в употреблении причастий; исправленные […]...
- Старославянизмы и “возвышенная” лексика. Самостоятельные работы Задание: Укажите разговорные и просторечные слова. Исправьте стилистические ошибки. Вариант 1 1. Митраша был упертым и не слушал старшую сестру. 2. Чичиков умен, – ведь смог же додуматься, как можно жить припеваючи за счет государства, которое он попросту дурит. 3. Наплевав на чувства бедной девушки, он решил стать любовником графини. 4. Андрей Соколов после госпиталя […]...
- Ошибки в выборе нужного слова из синонимического ряда Школьники уже в 5 классе получают общее понятие о синонимах как о словах, сходных (Белый – беловатый – белесый, обещать – поклясться) или полностью совпадающих по смыслу (Гиппопотам – бегемот, гневаться – сердиться), которые отличаются одно от другого или оттенками смысла (Красный – багровый), или стилистической окраской и сферой употребления (Похитить – украсть – стибрить, […]...
- Плеоназм Плеоназм (смысловая избыточность) возникает, когда значение слова дублируется иными словами, входящими в то же словосочетание: Бездельничал и тунеядствовал, мертвый труп и т. п. Большинство плеонастических словосочетаний возникает при неправильном употреблении заимствованных слов: Полный аншлаг, памятный сувенир, главный приоритет, впервые дебютировал, ландшафт местности и т. п. Часто такие ошибки связаны с неточным представлением о значении заимствованного […]...
- Местоимения. Самостоятельные работы Задание для самостоятельной работы : Исправьте ошибки в употреблении местоимений; укажите разряды местоимений. Вариант 1 1. Он дружит то с другим, то с этим. 2. Доказывает нам это его монолог, в котором он осознал то, в чем слабость человека. 3. Оба эти стихотворения схожи тем, что они оба ищут свой родной дом. 4. Решил он […]...
- Управление и согласование. Зачетные работы Задание: Исправьте ошибки в управлении, запишите исправленные варианты. Подчеркните члены предложения. Определите, чем они выражены. Вариант 1 1. Этих двух человек свела судьба. 2. Фамусов предлагает Чацкому свататься на Софье. 3. Для этого общества человек должен ублажать другим ради достижения целей. 4. Участники крестового похода были уверены, что идут освобождать святыню у мусульманских народов, населяющих […]...
- Глагольные формы. Самостоятельные работы Задания для самостоятельной работы Задание: Определите и письменно укажите, какая именно ошибка допущена. Исправьте ошибку. Исправленный вариант запишите. Укажите форму глагола в исправленном варианте. Вариант 1 1. Пьер много раз разочаровался. 2. Он расхотел стать солдатом. 3. Одно дерево вырвалось с корнем из земли и упало. 4. Песни Бояна слушались очень внимательно. 5. Смертная казнь […]...
- Цитаты. Самостоятельные работы Задание 1. Ниже помещено начало выпускного сочинения, в котором автор перестарался, подбирая яркие выражения и крылатые слова: В минуты горя и печали я беру томик стихотворений Блока и читаю, читаю С чувством, с толком, с расстановкой. И порой мне кажется, что меня хлебом не корми, а дай только почитать его стихотворения. И если бы передо […]...
- Смысловые ошибки в использовании цитат и крылатых выражений К фразеологизмам по цели употребления примыкают крылатые фразы и цитаты. Ошибки в их употреблении могут резко снизить эффект. Нужно понимать, что цитата, как и крылатая фраза, рассчитана на то, что собеседник (или читатель) знает, откуда она взята, а значит, употребленная вами цитата или крылатая фраза включает ваш текст в контекст определенной части культуры. Следовательно, вы, […]...
- Сочинение по сказке Паустовского “Теплый хлеб” Никогда раньше я не читала такой сказки, как “Теплый хлеб ” К. Г. Паустовского. Кажется, будто это и не сказка вовсе, а быль. А может быть, не такое уж и чудо, что злой, необдуманный поступок грубияна Фильки вызвал страшную стужу, от которой могла погибнуть целая деревня? Ведь никто не может знать заранее, как отзовется в […]...
- Тавтология Тавтология – это повтор одного и того же слова, омонимов или однокоренных слов в пределах одного предложения: Получить получку, хранить в хранилище, красивые украшения, волнующаяся волна. В письменных работах школьников эта ошибка так же распространена, как и ошибки в употреблении паронимов. Это и неудивительно, если учесть, что “тавтология – наш бич”, как справедливо говорил М. […]...
- Интерпретация Андрея Немзера К статьям из “Пушкинского дома” как к специальному предмету исследования обратился Андрей Немзер. В “Пушкинском доме” предпринята попытка создания свободного романа по типу ” Евгения Онегина ” Пушкина. Параллель с пушкинским произведением можно обнаружить уже в потребности продлить книгу после слова “конец”, оставив ее финал открытым. Аура “Пушкинского дома” окутывает и критические статьи Битова. Горьковато […]...
- Да будет же честь и слава нашему языку Самый первый критерий богатства и бедности речи это количество слов, которые мы используем. У Пушкина, например, в обращении было более двадцати тысяч слов. Для сравнения: хорошо образованный человек нашего времени применяет 3000-6000 разных слов. Сопоставление этих двух цифр позволяет увидеть главный источник речевого богатства: чем больше слов находится в распоряжении отдельного человека, тем богаче его […]...
- Рекомендации по изучению лирики по Лины Костенко Постановкой этой проблемы можно завершить изучение лирики Лины Костенко, не забывая при этом постоянно включать в разговор новые произведения поэтессы, которые наша великая современница подарит своим читателям в будущем. С того времени, когда “Маруся Чурай” впервые пришла к читателю, а это был год 1979, роман собрал многочисленную аудиторию искренних приверженцев творчества Лины Костенко. Теперь, уже […]...
- Интонация в речи Интонация в русском языке является важным средством передачи смысла высказывания. Предложение одного и того же лексического состава может быть понято по-разному в зависимости от интонации. Например, фразу Это место занято можно произнести с. вопросительной или утвердительной интонацией. Фразу Какой он художник можно произнести с восхищением или, напротив, выразить в оценке свое пренебрежение, не меняя лексического […]...
- Деепричастия. Самостоятельные работы Задание: Исправьте ошибки в употреблении деепричастий; исправленные варианты запишите; деепричастия из получившихся предложений разберите по составу и укажите их морфологические признаки. Вариант 1 1 Увидев его, Тома осенила великолепная мысль. 2 Прочитав по школьной программе литературу XIX века, мне очень понравился роман “Отцы и дети”. 3. Лариса не любила своего жениха, сбежав с другим, Паратов […]...
- Изменения в русском языке “Сленг – это язык, который снял костюм, поплевал на руки и взялся за работу”. К. Сенберг Мы не можем представить нашу жизнь без речи. Ежедневно мы вступаем в диалог друг с другом, думаем о том, как лучше выразить свои мысли. Однако мы редко задумываемся, насколько чиста наша речь. Хочу сразу отметить, что в современно мире […]...
- Многословие. Самостоятельные работы Задание 1. Устраните многословие. Вариант 1 1. Кутузов и Наполеон – два великих полководца, но их судьба разная. 2. Толстой считал, что война в романе противоестественна. 3. Кутузов и Наполеон – два разных человека, как два полюса, отрицательный и положительный. 4. Оба высказывают свои мысли в достаточно ироничной форме. 5. Если разобраться в этой повести, […]...
- История мира это биография великих людей Ни один человек не может жить без памяти, которая помогает нам преодолеть время. Безусловно, именно такая человеческая способность важна для каждого из нас. Если человек утеряет память, то он сам потеряется в этой жизни. Люди теряют душевную и моральную ориентацию, попросту гибнут. То, что было накоплено годами, те знания и навыки, уходят вместе с памяти, […]...
- Урок на тему: Сочинение-описание по картине И. И. Левитана “Золотая осень” Работа над сочинениями вызывает достаточно затруднений как у учителя, так и у учащихся, тем более сочинения-описания по произведениям живописи. Учитель Борисовской средней школы, с. Кривец Добровского района Липецкой области Л. Ф. Попова предложила типовой план подготовки и проведения уроков русского языка, развития речи, на которых проводится сочинение по произведениям живописи: 1. словарная, терминологическая работа на […]...
- Плеоназм. Самостоятельные работы Задание 1: Перефразируйте данные предложения, чтобы избежать плеоназма в выделенных фрагментах. Вариант 1 1. Троекуров имел большую Территорию земли. 2. Желтков испытывает очень нежные, Страстные чувства к Вере. 3. На воле Мцыри Чувствовал себя свободным. 4. В руке у него Маленькая иголочка. 5. Каждый алмаз По-своему уникален. 6. Они держали свои Тайны в секрете. 7. […]...
- Многословие и “слова-паразиты” Многословие – это введение в текст ничего не дающих слов, устранение которых только усилит действенность текста. Многословие – характерная примета непродуманности текста. Примеры характерных ошибок Основные группы “лишних слов”: 1) Причастия, прилагательные, глаголы, существительные со значением наличия или появления описываемого предмета или процесса: Иметься, имеющийся, имеющий место, существующий, наблюдающийся, появляющийся, являться, являющийся и др.: В […]...
- Какими люди и животные должны быть в цивилизованном обществе? Издавна человек и животные живут рядом. Человек как общественное существо, которое имеет сознание, владеет речью, вырабатывает и использует орудие работы, приручил первых животных для домашнего хозяйства. С тех пор существует дружба между животными и человеком. Но животные существуют не только для хозяйства. Животные Удовлетворяют и эмоциональные запросы человека. Как говорит народная мудрость, “собака – друг […]...
- Выступление на защите диплома, инструкция, речь-биография Каждая мысль, пришедшая в голову исследователю, должна быть записана. Это и есть письменная речь. И она во многом отлична от разговорной речи, так как на устную речь накладывается множество других факторов. Поэтому дипломная работа как научное исследование на бумаге отличается от выступления на защите диплома. Во-первых, доклад на защите должен содержать главную мысль дипломной работы. […]...
- Отглагольные существительные Близка по сути к неуместному использованию канцеляризмов другая распространенная ошибка – злоупотребление отглагольными существительными. Использование их без необходимости тоже “утяжеляет” стиль, делает его псевдонаучным или псевдоделовым. Кроме того, часто школьники сами образуют отглагольные существительные, что приводит к курьезам. Употребляя отглагольные существительные, ученикам надо учитывать, что эти слова в одних случаях называют действие, процесс (ход игры), […]...
- Слова состояния Слова состояния – знаменательная часть речи, которая обозначает состояние живых существ, природы, окружающей среды и отвечает на вопросы как? каково?: На улице Морозно И Сыро. Общее грамматическое значение Таких слов – значение состояния. Морфологическим признаком Таких слов является неизменяемость. Именно поэтому они сближаются с наречиями. Слова состояния, так же как и прилагательные и наречия могут […]...
- Казанский период творчества Толстого Как и в казанский период, еще более, чем в казанский, в годы с 1847-го по 1851-й Толстой живет как бы двойной жизнью. В нем постоянно противодействуют друг другу, борются между собой молодая и сильная воля к жизни и ясное внутреннее сознание того, что есть подлинные и мнимые ценности. В нем борются между собой его внешнее, […]...
- Сравнительные обороты Сравнительные обороты, начинающиеся со слов словно, будто, нежели выделяются запятыми: Губы у нее были прекрасны, словно лепестки алой розы; Обороты с союзом как выделяются запятыми: если они обозначают уподобления и не содержат никаких дополнительных оттенков значения: Ночь приближалась и росла, как грозовая туча; если перед оборотом есть указательные слова тот, такой, так, столь: Эта повесть […]...