Сатира Горького на мещанский образ жизни
Тема ренегатствующей интеллигенции была очень злободневной. Она привлекала внимание предшественников Горького – Помяловского и Щедрина, была одной из магистральных в творчестве Чехова, украинских писателей – И. Франко, П. Мирного, несколько позже – М. Коцюбинского и других. Горьковская сатира на “образованных” и “культурных” мещан была особенно острой и беспощадной, ибо велась с позиций пробуждавшегося пролетариата. Это почувствовали современники. Известный прогрессивный критик Е. Соловьев-Андреевич писал: ” Горький
В мире капитала и погони за наживой, в атмосфере бессердечия, ханжества, лицемерия страдает под тяжестью непосильного труда, под бременем нищеты простой человек, разыгрываются жизненные драмы и трагедии. Но в этом же мире загораются искры протеста, надежды и веры в наступление справедливой жизни. Рождение новых идеалов, нового человека, как показывает Горький, происходит в острых коллизиях социальной борьбы,
Уже в одном из самых ранних рассказов – “Дед Архип и Ленька” (1893), говоря о бесчеловечии собственнического мира, о непримиримой борьбе между сытыми и голодными, Горький в то же время раскрывает прекрасную душу мальчика, еще не отравленную чувством собственничества. Если дед Архип, объясняя внуку устройство жизни в собственническом мире, только констатирует факт, будучи уверенным, что это нерушимо, то у Леньки зарождается протест против порядков в мире богачей. Он осуждает и своего деда, который ради денег идет на мелкое воровство.
В рассказе “Емельян Пиляй” (1893) Горький показывает, как нужда ставит человека на грань преступления.
“Какая моя жизнь? – говорит Пиляй.- Собачья жизнь. Нет ни конуры, ни куска,- хуже собачьей! Человек я разве? Нет, брат, не человек, а хуже червя и зверя!” И все же в нем скрыты черты настоящего человека. Решив с целью грабежа убить купца, Емельян кончает тем, что спасает женщину, пытавшуюся покончить с собой, отказывается от денег, которые она в благодарность предлагала ему, – “не до того было, не до денег”, деньги разрушили бы торжественность момента: ведь у Пиляя “лучше этого… в жизни-то за все сорок семь лет ничего не было!”
И дело не только в том, что он спас человека,- с ним заговорили по-человечески. В Емельяне живет неистребимая любовь к людям, но не угасает в нем и ненависть к угнетателям. Однако это гнев человека, который пока еще бессилен перед “грабителями и кровопийцами”.
Схожі твори:
- Образ босяцкой вольницы в рассказах Горького Герои Горького разделяют боль многих, стремятся соотнести свою судьбу с судьбой всех обездоленных. Горький создал большой цикл рассказов о босяках: “Емельян Пиляй”, “Дед Архип и Ленька”, “Нищенка”, ” Челкаш “, “Однажды осенью”, “Зазубрина”, “Супруги Орловы”, “Коновалов”, “Бывшие люди”, “Мой спутник” и др. Может возникнуть вопрос: не повторяется ли писатель, воспроизведя в каждом из рассказов один […]...
- Образ “дна” в пьесе М. Горького “На дне” Во все времена человек стремился к познанию своего “я”, цели и смысла жизни. Вечные проблемы человеческого бытия пытались разрешить Пушкин и Гоголь, Толстой и Достоевский. М. Горький здесь не стал исключением, но у него сложилось свое понимание человека и его жизненного предназначения. Особенно четко оно проявляется в пьесе ” На дне “, написанной в 1902 […]...
- В чем смысл жизни? (размышления над “Песней о Соколе” М. Горького) Каждый человек в той или иной степени задумывается о смысле жизни. Обыденная реальность не может заполнить пустоты в душе, если у человека нет какой-либо значительной цели. Творчество самых разных писателей обязательно затрагивает этот вопрос. Произведение Горького “Песня о Соколе” заставляет читателя задуматься над выбором своего жизненного пути. Каждый человек волен выбирать свою дорогу, свою религию […]...
- Образ Алеши Пешкова в трилогии Горького Жизненный материал, который лег в основу трилогии, требовал акцента на преодолении мерзостей, и герою произведения приходилось очень трудно во многом, потому что их носителями были люди, близкие ему; но, с другой стороны, это и облегчало процесс высвобождения от влияния старого мира, ибо мерзости представали перед Алешей во всей их отвратительной сути, не прикрытые даже лицемерными […]...
- Образ Луки и проблема истины и сострадания в пьесе М. Горького “На дне” Максим Горький пишет свою пьесу ” На дне ” в 1902. Это время, когда человеческая жизнь обесценивается, когда процветают босяки и бедняки, потерявшие веру в себя и в людей. Герои драмы – жители костылевской ночлежки, спившиеся, утратившие надежду люди, которые оказались на “дне” жизни. Живя в одном месте, они не хотят помогать друг другу, все […]...
- Образ и характер Фомы Гордеева в одноименном романе Горького Характер Фомы очень сложен. Судьба его трагична и глубоко поучительна. К изображению капиталистического мира, его морали Горький подошел с такой стороны, с какой до него еще никто не подходил, и это, прежде всего благодаря образу Фомы Гордеева. Сам писатель дал ключ к пониманию характера и судьбы Фомы. В письме к издателю С. Дороватовскому от 2(24) […]...
- Образ безвыходно страшной жизни в произведениях Андреева Во многих случаях отклики на произведения Андреева были отрицательными. Почти единодушно был осужден рассказ “Бездна”. Идея рассказа довольно сложна. В нем можно усмотреть обличение лицемерия буржуазной морали: герой рассказа гимназист Немовецкий, воспитанный в добропорядочной буржуазной семье, перед лицом нравственного испытания оказался побежден зоологическими инстинктами, надругавшись над потерявшей сознание девушкой (своей возлюбленной!), до этого изнасилованной одичавшими […]...
- Спор о человеке в пьесе М. Горького “На дне” Горький начал писать свои произведения в то время, когда человек, в сущности, обесценился. Он становился рабом вещей, падала ценность личности. В пьесе ” На дне ” Горький показывает совершенно особый тип людей – людей дна, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Именно здесь, на дне, в ночлежке, месте, где уже не видно личности, а только общую […]...
- Мысли о Человеке и его назначении в произведениях Горького Свои мысли о Человеке и его назначении Горький с большой силой развил в романтико-философском этюде – поэме “Человек” (903) – произведении остро полемическом. Великий пролетарский писатель развенчивает здесь декадентские идейки пассивности, отрицавшие активное воздействие человека и его разума на ход жизни, его способность создавать новые социальные формы бытия. Своей поэмой Горький звал к революционной активности: […]...
- Пьеса “На дне” это иносказание о правде и жизни Правда человека и правда о человеке никак не могут совпасть у героев пьесы. Например, у Насти. Бубнов и Барон смеются над выдуманной ею историей о любви к ней Рауля. Но за дешевой выдумкой стоит внутренняя потребность Насти в этой любви и вера в то, что такая любовь изменила бы ее и ее жизнь. Для нее […]...
- Три правды в пьесе М. Горького “На дне” В пьесе “На дне” М. Горький стремится не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание на первый взгляд разрозненных эпизодов – трагическое столкновение трех правд, трех представлений о жизни. Первая правда – правда Бубнова, ее можно назвать правдой факта. Бубнов убежден, что […]...
- Образ “дна” у п’єсі М. Горького “На дні” За всіх часів людин прагнув до пізнання свого “я”, мети й сенсу життя. Вічні проблеми людського буття намагалися дозволити Пушкін і Гоголь, Толстой і Достоєвський. М. Горький тут не став виключенням, але в нього зложилося своє розуміння людини і його життєвого призначення. Особливо чітко воно проявляється в п’єсі “На дні”, написаної в 1902 році У […]...
- Сочинение по рассказу Горького “Старуха Изергиль” Рассказ “Старуха Изергиль” (1895) начинается образами сказочно прекрасных людей, картиной вечернего неба, на котором бродят тучи – “пышные, странных очертаний и красок”. Все это было “странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки”. И все же эта условность и декоративность не означает статичности в обрисовке пейзажей, ибо Горький населяет свой рассказ людьми с яркими характерами, […]...
- Сочинение по роману Горького “Фома Гордеев” Начало нового этапа в творчестве Горького связано с его романом. ” Фома Гордеев ” (1899), посвященным изображению “хозяев жизни”, представителей русской буржуазии – купечества, с которыми мы уже встречались в некоторых рассказах Горького 90-х годов. Писатель особенно глубоко постиг мир капитала, когда в качестве корреспондента “Нижегородского листка” и “Одесских новостей” несколько месяцев провел на Всероссийской […]...
- Ранний романтизм М. Горького В конце 90-х годов XIX века читатель был поражен появлением трех томов “Очерков и рассказов” нового писателя – М. Горького. “Большой и оригинальный талант”, – такое было общее суждение о новом писателя и его книгах. Растущее в обществе недовольство, ожидание решительных перемен вызвали усиление романтических тенденций в литературе. Особенно ярко эти тенденции отразились в творчестве […]...
- Романтизм и реализм в рассказах Горького Все раннее творчество М. Горького направлено на поиск положительного героя, с одной стороны, и на беспощадное обличение существующей действительности – с другой. Поэтому в творчестве молодого писателя своеобразно переплетаются два художественных метода – романтизм и реализм. Это подтверждает сам М. Горький в статье “О том, как я учился писать”: “Итак, на вопрос: почему я стал […]...
- Образ героїчної людини в оповіданні М. Горького “Баба Ізергіль” Центральним образом романтичних добутків М. Горького раннього періоду є образ героїчної людини, готового до самовідданого подвигу в ім’я блага народу. До цих добутків ставиться оповідання “Баба Ізергіль”, яким письменник прагнув розбудити в людях діюче відношення до життя. Сюжет побудований на спогадах баби Ізергіль про своє життя й розказаних нею легендах про Лавре й Данко. У […]...
- Роль Библии в духовной жизни народа Что такое Библия? Это величайшая книга в истории человечества, которая вобрала природную мудрость, воплотила моральные основы человеческой жизни. Эта книга не простое явление культуры, она – основа духовного бытия мира, именно в Библии – книге книг – можем найти пути решения таких проблем: жизнь и смерть, поступки и душа человека, добро и зло… Хотя она […]...
- Размышление о жизни человека За грядой веков, за седыми границами времени видятся мне мои далекие пращуры, “добрые и нехитрые”, которые превыше всего в мире любили сеять и растить хлеб, обрабатывать землю-кормилицу. Не одно столетие отделяет нас от тех знаменательных времен, когда первые князья начинали организовывать Киевское государство, когда жили и отважно боролись, защищая свои границы, Владимир Великий и Святослав, […]...
- “Три правды” в пьесе А. М. Горького “На дне” В пьесе Горький противопоставляет гуманизм ложный, проповедующий всеобщее смирение, покорность судьбе, и подлинный гуманизм, суть которого – в борьбе против всего, что угнетает человека, лишая его достоинства и веры в свои силы, против рабской жизни человечества. Это две основные правды, о которых спорят в пьесе Лука и Сатин, – персонажи, сразу же выделяющиеся из общей […]...
- Краткое изложение Мещанский роман А. Фюретьер Мещанский роман Книгоиздатель предупреждает читателя, что книга эта написана не столько для развлечения, сколько с назидательной целью. Автор обещает рассказать без затей несколько любовных историй, происшедших с людьми, которых нельзя назвать героями, ибо они не командуют армиями, не разрушают государств, а являются всего лишь обыкновенными парижскими мещанами, идущими не торопясь по своему жизненному […]...
- Образ героїчної людини в оповіданні М. Горького “Старуха Ізергіль” Центральним образом романтичних творів М. Горького раннього періоду є образ героїчної людини, готової до самовідданого подвигу в ім’я блага народу. До цих творів належить оповідання “Старуха Ізергіль”, яким письменник намагався пробудити в людях активне відношення до життя. Сюжет побудований на спогадах старої Ізергіль про своє життя і легендах про Ларру і Данко, які розповіла Ізергіль. […]...
- В чем смысл моей жизни Человек рождается для того, жить. Жизнь дается только один раз. Она дается для того, чтобы прожить ее честно и радостно. Кто-то сказал: “Жизнь – это чистый холст, и надо самому быть художником по отношению к ней. Это не просто слова. Жизнь находится в руках каждого человека. Если нарисовать на этом холсте яркие краски, то и […]...
- Комизм и сатира в рассказах Зощенко Способ мышления зощенковского героя стал способом его саморазоблачения. Языковый комизм нес с собой не только стихию смеха – он вскрывал возникший кентавр сознания: это “издевательство над несвободной личностью” – кричат пассажиры. Фразеология Нового времени становится в их устах орудием наступления, она придает им силу, за счет ее они самоутверждаются – морально и материально (“Я всегда […]...
- Конституция в моей жизни В жизни обществ и государств конституция играет особую роль. Термин “конституция” (от лат. Constitutio – установление) употребляли еще в период рабовладения и феодализма. В древнем Риме именно так называли постановления императора. Конституция является основным правовым актом государства – основным законом, законом над законами, фундаментом развития социальных и политических отношений, гарантом обеспечения прав и свобод человека […]...
- Главные герои рассказа Горького “Старуха Изергиль” Одним из наиболее ярких ранних произведений Горького, в котором он также переосмысливает традиционные представления о добре и зле, красоте и силе, но в несколько другом аспекте, является рассказ ” Старуха Изергиль “. Этот рассказ состоит из трех частей: легенды о Ларре, рассказа Изергиль о ее собственной жизни и легенды о Данко, обрамленных повествованием автора-рассказчика. Единым […]...
- Unusual Notice Mr. Robinson had to travel somewhere on business, and as he was in a hurry, he decided to go by air. He liked sitting beside a window when he was flying, so when he got on to the plane, he looked for a window seat. He found that all of them had already been taken […]...
- Сочинение по рассказу Горького “Легенда о Данко” На реальной почве создана и легенда о Данко. Нельзя не заметить, что Изергиль в своих суждениях о жизни перекликается с Макаром Чудрой, Коноваловым и с другими реалистическими персонажами. Она, собственно, также обычный для многих рассказов Горького персонаж-рассказчик, и романтической фигурой становится только благодаря необычным обстоятельствам ее жизни. Она, совсем как Коновалов, с упреком говорит о […]...
- Романтические герои Горького Максим Горький известен нам как классик пролетарской литературы. В его творчестве нашли отражение реальные события начала XX века, которые потрясли Россию и весь мир. Певец революции, М. Горький вошел в историю литературы не только как реалист. На раннем этапе творчества писатель обратился к романтизму, благодаря которому создал ряд ярких литературных образов. Горького привлекало в романтизме […]...
- Ваше мнение об образовании как феномене социальной жизни общества Бесспорно, образование – важный аспект в жизни каждого человека. Если рассматривать образование с точки зрения феномена социальной жизни, то нельзя не упомянуть, что люди “примыкают” именно к себе подобным. То есть, если человек развит, умен – он ищет для себя соответствующе компанию, ведь с другими людьми ему будет не интересно. Те, кто не жаловал образование, […]...
- Герои произведений Байрона на примере стихотворения “Ты кончил жизни путь, герой!” Джордж Гордон Байрон, великий английский поэт, известен во всем мире как певец свободы. Его вольнолюбивая поэзия всегда встречала отклик в сердцах передовых людей того времени. В своих произведениях Байрон изображал искателей правды и справедливости. Поэт восставал против власти, которая подавляла личность, а воспевал мужество и величие человеческого духа. Герои произведений Байрона – люди с большой […]...
- Сочинение по повести Горького “Трое” Следующее крупное произведение Горького – повесть “Трое” (1900) – знаменовало новую ступень в идейно-художественном развитии писателя. Основная проблема повести – выбор жизненного пути. Горький рассказывает о разных путях трех товарищей детства: Якова Филимонова – сына буфетчика, Ильи Лунева, привезенного в город из деревни, и Павла Грачева – сына кузнеца. Подобно Алеше Пешкову, живя в бедности […]...
- Образ Луки й проблема істини й жалю в п’єсі М. Горького “На дні” Максим Горький пише свою п’єсу “На дні” в 1902. Це час, коли людське життя знецінюється, коли процвітають босяки й бідняки, що втратили віру в себе й влюдей. Герої драми – жителі костилевской нічліжки, спившиеся, що втратили надію люди, які виявилися на “дні” життя. Живучи в одному місці, вони не хочуть допомагати один одному, все людське […]...
- Сочинение на тему: Любовь к жизни по одноименному рассказу Дж. Лондона Джек Лондон – американский писатель начала XX века – писал о судьбах простых людей своей страны. Лондон, испытавший унижения и тяжелые муки безработицы, хорошо знал, что человек, отстаивая личную свободу, вынужден бороться не только с суровой природой, путь к настоящей свободе людей писатель видел в борьбе против общественной несправедливости. Он любил людей труда, стремился к […]...
- Юмор и сатира М. Зощенко Вряд ли найдется человек, не читавший ни одного произведения Михаила Зощенко. В 20-30 годах он активно сотрудничал в сатирических журналах (“Бегемот”, “Смехач”, “Пушка”, ” Ревизор ” и другие). И уже тогда за ним утвердилась репутация прославленного сатирика. Продолжая анализ зощенковских традиций в литературе и искусстве, нельзя не обратиться к творчеству Владимира Высоцкого (в его песнях […]...
- Тематика произведений Горького Произведения Горького обычно делят по тематическому принципу – о России и Италии. Материал, действительно, разный. Но принципиальный подход к нему – общий. Видимо, не случайно рассказы обоих циклов созданы частично параллельно. Для издания “Сказок” в 1919-1920 годах Горький (от имени редакции) написал вступление, где есть очень важная мысль: “Мы любовно ухаживаем за цветами, мы пламенно […]...
- Социальная и философская проблематика пьесы М. Горького “На дне” Во все времена человек стремился к познанию своего “Я”, цели и смысла жизни. Вечные проблемы человеческого бытия пытались разрешить Пушкин и Гоголь, Толстой и Достоевский. М. Горький не стал исключением, но у него сложилось свое понимание человека и его жизненного предназначения, отличающееся от философских концепций его предшественников. В этом отношении показательная пьеса Горького ” На […]...
- Идея подвига человека в творчестве Горького Идеей подвига как примера для людей проникнута и “Песня о Соколе”. Центральный персонаж “Песни” предстает, на первый взгляд, как чисто традиционный: сокола давно принято изображать как гордую свободолюбивую птицу. И, кстати сказать, он так был изображен в первой редакции произведения Горького, потому-то она и не удовлетворила автора. Однако и в первом варианте был особый эмоциональный […]...
- Сочинение размышление: Все в жизни начинается с любви В ней рождается красота, гармония, порядок, единство. Любовь – радость, любовь – источник вдохновения. Извечная тайна человеческого бытия. И счастлив тот, кто познал в своей жизни силу этого странного чувства. От Ярославны, от “Слова о полке Игореве” через народный эпос, поэзию средних веков и классику вечная тема любви пришла к нам. Сердца под влиянием божественного […]...
- Краткое изложение рассказов Горького “Коновалов” и “Супруги Орловы” Особый интерес представляют рассказы Горького “Коновалов” (1896) и “Супруги Орловы” (1897), также связанные с темой босячества. Первый из них, по отзыву цензурного комитета, имел в себе много меет “социалистического и резко возбудительного” характера. У героев обоих рассказов – Коновалова и Григория Орлова – есть нечто общее; оба рабочие: первый – пекарь, второй – сапожник, оба […]...