Рассказы и повести Тургенева
Особое место в творчестве Тургенева занимают и рассказы его повести и рассказы. Они как бы сопутствовали его романам, окружали их. Если в основе романа лежал широкий охват жизни, художественное отражение того или иного исторического момента с центральным “героем своего времени”, то в основу повести или рассказа ложился частный жизненный случай, вскрывавший интимный мир сложных душевных переживаний: “Затишье”, “Переписка”, ” Фауст “, “Ася”, “Первая любовь”, “Вешние воды” – лучшие образцы тургеневской
Тургенева большого общественного значения. Неуспех романа Тургенев переживал тяжело. Друзьям он написал: “Я никогда не подвергался такому единодушному порицанию в журналах… я твердо решился более не писать и положить перо, которое служило мне более 30 лет, пора в отставку…” “Это уже, моя последняя работа. Довольно!” Но и теперь он не “положил пера”. Он написал “таинственные повести”: “Песнь торжествующей любви”, “После смерти” (“Клара Милич”), рассказы-воспоминания (“Старые
Давая отзывы о ранних произведениях Тургенева, определил характерные особенности его творчества Белинский. “Глубокое чувство действительности”, “верную наблюдательность”, “сердечность, симпатию ко всему живому”, “способность схватывать сущность, а следовательно, и особенность каждого предмета”, “благоуханную свежесть поэзии” и, наконец, то особенно ценное достоинство молодого писателя, которое обнаруживало в нем “сына нашего времени, носящего в груди своей все скорби и вопросы его”,- вот что отмечал Белинский у молодого Тургенева. Прочитав рассказ “Хорь и Калиныч”, Белинский с удивительной. проницательностью разгадал, что в этом маленьком очерке талант Тургенева “обозначился вполне”. “Главную характеристическую особенность” дарования Тургенева Белинский усматривал в том, что свой художественный вымысел Тургенев создает из виденного и изученного в жизни “действительного материала”, что сила Тургенева – в способности “верно и быстро понять и оценить всякое явление”, разгадать его причины и следствия и, не покидая “почвы действительности”, переработать взятое из жизни “содержание в поэтический образ”, творчески претворять “материал” в “картину более живую, говорящую и полную мысли, нежели действительный случай, подавший ему повод написать эту картину”. Все дальнейшее творчество Тургенева и было проявлением этого глубоко и верно охарактеризованного Белинским таланта художника-реалиста. В романе, повести и рассказе дал Тургенев художественную летопись нескольких десятилетий русской общественной жизни, “скорбей и вопросов” своего века и галерею правдивых образов и картин, нарисованных с мастерством первоклассного художника.
“Творчество Тургенева,- говорил М. И. Калинин.- имело не только художественное, но и общественно-политическое значение, которое… и придавало действительно художественный блеск его произведениям. Если изъять общественно-политическое содержание из произведений Тургенева, то они не заняли бы столь почетного места в истории русской литературы”.
Его герои и героини вошли в ряды классических русских литературных образов, стали художественными обобщениями большой познавательной силы – отражением этапов одной из самых замечательных эпох русской жизни (идеалисты 30-40х, разночинцы 60х, народники 70х годов). Об отзывчивости Тургенева на запросы жизни Добролюбов писал: “Живое отношение к современности упрочило за Тургеневым постоянный успех у читающей публики. Мы можем смело сказать, что если Тургенев затронул какойнибудь вопрос в своей повести, если он изобразил какую-нибудь новую сторону общественных отношений,- это служит ручательством за то, что вопрос этот поднимается или скоро поднимется в сознании образованного общества, что эта новая сторона жизни начинает выдаваться и скоро выскажется перед глазами всех”.
Тургенев не был революционером, но его произведения, полные раздумий о судьбе родины, согретые любовью к народу и глубокой верой в его великое будущее, помогали воспитанию русских революционеров. Вот почему Салтыков-Щедрин писал: “Литературная деятельность Тургенева имела для нашего общества руководящее значение, наравне с деятельностью Некрасова, Белинского и Добролюбова”.
Велика общественная и литературная заслуга Тургенева, создавшего за?”1ечательные женские образы, полные жажды деятельности, самоотверженности и готовности к подвигу. Такие тургеневские героини, как Елена из романа “Накануне”, девушка из стихотворения в прозе “Порог”, вдохновляли на борьбу, звали на путь служения народу, были примером для многих современников писателя. “Тургенев,- говорил Л. Н. Толстой,- сделал великое дело тем, что написал удивительные портреты женщин. Может быть, таковых, как он писал, и не было, но когда он написал их, они появились. Это – верно; я сам наблюдал потом тургеневских женщин в жизни”.
Еще Белинский отметил у Тургенева “необыкновенное мастерство изображать картины русской природы”. Певец русской природы, Тургенев с такой поэтической силой и непосредственностью показал пленительную красоту и прелесть русского пейзажа, как ни один прозаик до него.
Произведения Тургенева явились для европейского общества подлинным откровением о России, так как давали превосходный художественный комментарий к событиям русской жизни и истории.
Тургенев первый ознакомил зарубежных читателей с русским крестьянином (” Записки охотника “), с русскими разночинцами и революционерами (” Отцы и дети “, “Новь”), с русской интеллигенцией (в большинстве романов), с русской женщиной (Наталья Ласунская, Лиза Калитина, Елена Стахова, Марианна и др.) Культурный мир по произведениям Тургенева узнал Россию как страну, куда переместился центр и революционного движения и идейных исканий эпохи.
И до наших дней Тургенев остается одним из любимых нами писателей. Живая правда жизни, давно отошедшей, не умирает в его образах. В. И. Белинский многократно цитировал Тургенева и особенно высоко ценил его “великий и могучий” язык.
В эпоху решительных и резких классовых столкновений, отстаивая свой “либерализм старого покроя”, Тургенев не раз оказывался между двух огней. В этом – источник его идейных колебаний, но нельзя недооценивать мужества его ума, глубины его раздумий, широты его взглядов, которые высвобождали его из цепей классового эгоизма. Питомец помещичьей усадьбы, наследник дворянской культуры, Тургенев был одним из лучших прогрессивных представителей своего бурного и сложного “переходного” времени. В его сочинениях всегда – открытая, искренняя мысль, правда (как он ее понимал, страшась “проклятой идеализации действительности”) и подлинная, умная любовь к человеку, родине, природе, красоте, искусству.